Строительный портал - Kraska-yug

В творческой лаборатории маяковского кратко. Маяковский В.В

Маяковский вкладывал большой смысл в слово «добро-совестнейший», говоря о хороших и добросовестных стихах.

«Помимо необходимых способностей, - говорил поэт, - надо работать до предела, до кульминации, надо работать над стихотворением до тех пор, пока не почувствуешь, что больше ничего не сможешь сделать». Очевидцы утверждали, что Маяковский работал над некоторыми стихотворениями неделями, месяцами. В других случаях творческий процесс сводился к одному дню, а то и к считанным часам.

Одним из самых частых вопросов к поэту на его вечерах был вопрос: «Что получилось бы, если бы вы писали обыкновенными строчками?»

«Тогда вам труднее было бы их читать, - отвечал поэт. - Дело не просто в строчках, а в природе стиха. Ведь читателю надо переключаться с одного размера на другой. У меня же нет на большом протяжении единого размера. А при разбитых строчках - легче переключаться. Да и строка, благодаря такой расстановке, становится значительнее, весомее. Учтите приемы - смысловые пропуски, разговорную речь, укороченные и даже однословные строки. И вот от такой расстановки строка оживает, подтягивается, пружинит... Слова сами по себе становятся полнокровными - и увеличивается ответственность за них.

Но главное в их природе. Заодно добавлю, есть такой критерий: из хорошей строчки слова не выбросишь. А если слово можно заменить, значит, она еще рыхлая. Слово должно держаться в стихе, как хорошо вбитый гвоздь. Попробуй вытащи! И наконец, стихи рассчитаны в основном на чтение с голоса, на массовую аудиторию...»

Маяковский рассказывал о своей работе: «Я хожу, размахивая руками и мыча еще почти без слов, то укорачивая шаг, чтобы не мешать мычанию, то помычиваю быстрее, в такт шагам. Так обстругивается и оформляется ритм - основа всякой поэтической вещи, проходящая через нее гулом. Постепенно из этого гула начинаешь вытаскивать отдельные слова».

И здесь переход ко второй стадии работы, когда начинается уже отбор и обработка словесного материала: «Некоторые слова просто отскакивают и не возвращаются никогда, другие задерживаются, переворачиваются и выворачиваются по нескольку десятков раз, пока не почувствуешь, что слово стало на место...»

О третьей стадии рассказывается так: «Когда уже основное готово, вдруг выступает ощущение, что ритм рвется - не хватает какого-то сложка, звучика. Начинаешь снова перекраивать все слова, и работа доводит до исступления. Как будто сто раз примеряется на зуб несадящаяся коронка, и наконец, после сотни примерок ее нажали, и она села».

Своеобразно говорит Маяковский о работе поэта:

      Поэзия -
        вся! -
          езда в незнаемое.
      Поэзия -
        та же добыча радия.
      В грамм добыча,
        в год труды.
      Изводишь
        единого слова ради
      тысячи тонн
        словесной руды.
      Но как
        испепеляюще
          слов этих жжение
      рядом
        с тлением
          слова-сырца.
      Эти слова
        приводят в движение
      тысячи лет
        миллионов сердца.

Как вы понимаете это поэтическое высказывание?

Особую роль в творчестве поэта играли его выступления. П. И. Лавут, помогавший Маяковскому в организации лекций, вспоминает:

«Стихотворение „Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче" на афише называлось просто „Необычайное". Но с эстрады поэт объявлял его полным, даже расширенным названием („бывшее со мной, с Владимиром Владимировичем, на станции Пушкино..."). Очень громко и четко произносил „необы...", а вторую половину слова и все последующие - быстрее, доводя до скороговорки. Еще добавлял:

Эту вещь я считаю программной. Здесь речь идет о плакатах. Когда-то я занимался этим делом. Нелегко давалось. Рисовали иногда дни и ночи. Часто недосыпали. Чтобы не проспать, клали под голову полено вместо подушки. В таких условиях мы делали „Окна РОСТА", которые заменяли тогда частично газеты и журналы. Писали на злобу дня, с тем чтобы сегодня или на следующий день наша работа приносила конкретную пользу. Эти плакаты выставлялись в витринах центральных магазинов Москвы, на Кузнецком и в других местах. Часть их размножалась и отправлялась в другие города.

Концовка „Необычайного" звучала так: предельно громко - „Вот лозунг мой..." и пренебрежительно, иронически, коротко - „и солнца"...

Поэт читает записку:

„Как вы относитесь к чтению Артоболевского?"

Никак не отношусь. Я его не знаю. Из оркестра раздается смущенный голос:

А я здесь... Маяковский нагибается:

Почитайте, тогда я вас узнаю. Поскольку речь идет о „Солнце", прочтите его... Затем, если вы не обидитесь, я сделаю свои замечания и прочту „Солнце" по-своему.

Артоболевский выходит на сцену. Заметно волнуясь, читает „Солнце". Раздаются аплодисменты.

Маяковский хвалит его голос, отмечает и другие положительные качества исполнения. Но он говорит, что чтецу не хватает ритмической остроты, и критикует излишнюю „игру", некоторую напыщенность. Он находит, что напевность в отдельных местах, например в строках „Стена теней, ночей тюрьма", неоправданна, и, наконец, подчеркивает, что нельзя сокращать название стихотворения.

Так, к сожалению, делает большинство чтецов, - замечает он, - а между тем название неразрывно связано с текстом. Все, что мной говорилось, - заключает он, - относится ко всем чтецам, которых я слышал, за исключением одного Яхонтова.

Затем Маяковский сам читает „Солнце". Артоболевский поблагодарил его и отметил интересную деталь: ему казалось, что слова „...крикнул солнцу: „Слазь!"" нужно действительно крикнуть, а Маяковский произнес слово „слазь" без всякого крика, но тоном чуть пренебрежительным.

Подымите руки, кто за меня? - обратился к залу поэт. - Почти единогласно..."

Намечая выставку и предлагая Лавуту помочь ему, Маяковский набрасывает, что необходимо дать на ней: «Детские книги, газеты Москвы, газеты СССР о Маяковском, заграница о Маяковском, „Окна сатиры РОСТА" - текст-рисунки Маяковского. Маяковский на эстраде. Театр Маяковского. Маяковский в журнале. <...> Цель выставки - показать многообразие работы поэта...

30 декабря он устроил нечто вроде „летучей выставки" у себя дома - для друзей и знакомых, которые задумали превратить все это в шуточный юбилей, близкий духу юбиляра. Маяковского просили явиться попозже. На квартиру в Гендриков переулок (теперь - переулок Маяковского) принесли афиши, плакаты, книги, альбомы... В конце этого вечера Маяковского упросили прочитать стихи.

Сперва он исполнил „Хорошее отношение к лошадям". Оно прозвучало более мрачно, чем обычно, но своеобразно и глубоко...»

Владимир Владимирович Маяковский так начал автобиографическое повествование «Я сам »: «Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу». Его поэтическое слово всегда было ориентировано на творческий эксперимент, на новаторство, на устремленность к будущему миру и будущему искусству. Он всегда хотел быть услышанным, поэтому приходилось сильно форсировать голос, как бы кричать во всю глотку; в этом смысле название незавершенной поэмы «Во весь голос » может характеризовать все творчество Маяковского.

Устремленность к будущему выразилась в самом начале пути: в 1912 году он вместе с поэтами Д. Бурлюком, В. Хлебниковым и А. Крученых подписывает манифест «Пощечина общественному мнению». Футуристическое мироощущение осталось у него на всю жизнь: это и обоготворение будущего, его безмерная идеализация и представление о том, что оно намного ценнее настоящего и прошлого; это и «устремленность к крайнему, предельному», как характеризовал такое мироощущение Н. Бердяев; это радикальное отрицание современных жизненных устоев, которые мыслятся как буржуазные, эпатаж как важнейшая цель поэтического слова. Программные произведения этого периода творчества Маяковского — трагедия двадцатилетнего поэта «Владимир Маяковский », поставленная в Петербурге и провалившаяся, стихотворение «А вы могли бы? » и поэма «Облако в штанах » (1915). Ее лейтмотивом оказывается слово «долой», выражающее органичную для личности поэта черту: крайнюю революционность и потребность коренного переустройства миропорядка в целом — черту, которая привела Маяковского к футуризму в поэзии и к большевикам в политике. В этом же году создается поэма «Флейта-позвоночник ». Ее сюжетом стало начало драматических и даже трагических отношений с женщиной, прошедшей через всю жизнь Маяковского и сыгравшей в ней очень неоднозначную роль, — Лилией Брик.

После революции Маяковский ощущает себя ее поэтом, принимает ее полностью и бескомпромиссно. Задача искусства — в служении ей, в принесении практической пользы. Практицизм и даже утилитаризм поэтического слова — одна из основополагающих аксиом футуризма, а затем и ЛЕФа, литературной группировки, принявшей к практической разработке все основополагающие футуристические идеи. Именно с утилитарным отношением к поэзии связана агитационная работа Маяковского в РОСТА, выпускавшем «Окна сатиры» — злободневные листовки-плакаты с рифмованными строчками к ним. Основные принципы футуристической эстетики отразились в послереволюционных программных стихотворениях поэта: «Наш марш » (1917), «Левый марш » и «Приказ по армии искусств » (1918). Диссонансом к поэтически-утилитарным стихам звучит тема любви — поэмы «Люблю » (1922); «Про это » (1923), хотя и здесь проявляются характерный для мироощущения лирического героя гигантизм и чрезмерная гиперболизация, стремление предъявить себе и объекту своей любви исключительные и невыполнимые требования.

Во второй половине 20-х годов Маяковский все более ощущает себя официальным поэтом, полпредом не только российской поэзии, но и советского государства — и дома, и за рубежом. Своеобразным лирическим сюжетом его поэзии оказывается ситуация выезда за рубеж и столкновение с представителями чуждого, буржуазного, мира («Стихи о советском паспорте », 1929; цикл «Стихи об Америке », 1925). Своего рода девизом «полпреда стиха» можно считать его строки: «У советских / собственная гордость: / на буржуев / смотрим свысока».

В то же время во второй половине 20-х годов в творчестве Маяковского начинает звучать нота разочарования в революционных идеалах, вернее, в том, какое реальное воплощение нашли они в советской действительности. Это несколько изменяет проблематику его лирики. Увеличивается объем сатиры, изменяется ее объект: это уже не контрреволюция, а собственная, доморощенная, партийная бюрократия, «мурло мещанина», вылезающее из-за спины РСФСР. Ряды этой бюрократии пополняют люди, прошедшие гражданскую войну, испытанные в боях, надежные партийцы, не нашедшие в себе сил противостоять соблазнам номенклатурной жизни, прелестям НЭПа, пережившие так называемое перерождение. Подобные мотивы слышны не только в лирике, но и в драматургии (комедии «Клоп », 1928, и «Баня », 1929). В качестве идеала выдвигается уже не прекрасное социалистическое будущее, а революционное прошлое, цели и смысл которого искажены настоящим. Именно таким пониманием прошлого характеризуются поэма «Владимир Ильич Ленин » (1924) и октябрьская поэма «Хорошо » (1927), написанная к десятилетию революции и обращенная к идеалам Октября.

Итак, мы рассмотрели творчество Маяковского кратко. Не стало поэта 14 апреля 1930 года. Причиной его трагической гибели, самоубийства, явился, вероятно, целый комплекс неразрешимых противоречий как творческого, так и глубоко личного плана.

Сочинение

Творчество Маяковского и по сегодняшний день остается выдающимся художественным достижением русской поэзии нач. XX ст. Его произведения не лишенные идеологических перекосов и пропагандистской риторики, но они не могут перечеркнуть объективной значимости и масштаба художественного таланта Маяковского, реформаторской сути его поэтических экспериментов, которые для современников, да и для потомков поэта ассоциировались с революцией в искусстве.

Маяковский родился в Грузии, где минуло его детство. После смерти отца в 1906 г. семья перебралась в Москву, где Маяковский вступил в 4-ий класс Пятой московской гимназии. В 1908 г. его отчислили оттуда, а через месяц Маяковского арестовала полиция в подпольной типографии Московского комитета РСДРП. На протяжении следующего года его еще дважды арестовывали. В 1910-1911 г. Маяковский занимался в студии художника П. Келина, а потом учился в Училище живописи, познакомился с художником и поэтом Д. Бурлюком, под влиянием которого формировались авангардистские эстетические вкусы Маяковского.

Первые стихи Маяковский написал в 1909 г.в тюрьме, к которой попал через связь с подпольными революционными организациями. Стихи поэта-дебютанта были написаны в довольно традиционной манере, которая подражала поэзии русских символистов, и сам М. сразу же от них отказался. Настоящим поэтическим крещением для М. стало его знакомство в 1911 г. с поэтами-футуристами. В 1912 г. M. вместе с другими футуристами выдал альманах «Пощечина общественным вкусам» («Пощёчина общественному вкусу»), подписанный Д. Бурлюком, О. Крученых и В. Маяковским. Со стихами Маяковского «Ночь» («Ночь») и «Утро» («Утро»), в которых в эпатажно дерзкой манере провозглашал разрыв с традициями русской классики, призвал к созданию нового языка и литературы, такой, которая бы отвечала духу современной «машины» цивилизации и задачам революционного преобразования мира. Практическим воплощением декларированных Маяковским в альманахе футуристических тезисов постоянная постановка в петербургском театре «Луна-парк» в 1913 г. его стихотворной трагедии «Владимир М.» («Владимир М.»). Лично автор выступил режиссером и исполнителем главной роли - поэта, который страдает в ненавистном ему современном городе, который калечит души людей, которые хотя и избирают поэта своим князем, но не способны оценить принесенную им жертву. В 1913 г. Маяковский вместе с другими футуристами осуществил большое турне городами СССР: Симферополь, Севастополь, Керчь, Одесса, Кишинев, Николаев, Киев, Минск, Казань, Пенза, Ростова, Саратов, Тифлис, Баку. Художественной интерпретацией программы нового искусства футуристы не ограничивались и старались внедрять у жизнь свои лозунги практически, в частности даже одеждой и поведением. Их поэтические выступления, посещение кофеен или даже обычная прогулка по городу нередко сопровождались скандалами, потасовкой, вмешательством полиции.

Под знаком увлечения футуристическими лозунгами перестройки мира и искусства находится все творчество М. дореволюционного периода, ее характеризует пафос возражения буржуазной действительности, которая, по мнению поэта, морально калечит человека, осознание трагедии существования человека в мире наживы, призывы к революционному обновлению мира: стихи «Пекло города» («Адище города», 1913), «Нате!» («Нате!», 1913), сборник «Я» (1913), поэмы «Облачко в штанах» («Облако в штанах», 1915), « Флейта-Позвоночник» (« Флейта-Позвоночник», 1915), «Война и мир» («Война и мир», 1916), «Человек» («Человек», 1916) и др. Поэт резко возражал Первую мировую войну, которую характеризовал как бессмысленную кровавую бойню: статья «Гражданская шрапнель» (Штатская шрапнель», 1914), стихе «Война объявлена» («Война объявлена», 1914),(«Мама и убитый немцами вечер», 1914) и др. С саркастической иронией поэт относится к лицемерному миру бюрократов, карьеристов, которые дискредитируют честную работу, чистая совесть и высокое искусство: («Гимн судье», 1915), «Гимн ученому»,(«Гимн ученому», 1915), «Гимн хабарю» («Гимн взятке», 1915) и др.

Вершиной дореволюционного творчества Маяковского есть поэма «Облачко в штанах», какая стала своеобразным программным произведением поэта, в которой он наиболее четко и выразительно изложил свои мировоззренческие и эстетичные установки. В поэме, которую сам поэт называл «катехизисом современного искусства», провозглашаются и в образной форме конкретизируются четыре лозунга: «Прочь ваша любовь», «прочь ваш порядок», «прочь ваше искусство», «прочь вашу религию» - «четыре вопля четырех частей». Сквозным лейтмотивом через всю поэму проходит образ человека, который страдает от неполноты и лицемерности бытия, которое его окружает, который протестует и стремится к настоящему человеческому счастью. Начальное название поэмы - «Тринадцатый апостол» - было перечеркнуто цензурой, но именно оно более глубоко и точно передает основной пафос этого произведения и всего раннего творчества Маяковского. Апостол - это учений Христоса, призван внедрять у жизнь его учения, но в М. этот образ быстрее приближается к тому, который позднее появится в знаменитой поэме О. Блока «Двенадцать». Двенадцать - это традиционное число ближайших учеников Христоса и появление в этом ряде тринадцатого, «лишнего» за библейскими канонами, апостола воспринимается как вызов традиционному мирозданию, как альтернативная модель нового мировозрения. Тринадцатый апостол Маяковского - это и символ революционного обновления жизни, к которому стремился поэт, и вместе с тем метафора, способна передать настоящий масштаб поэтического явления спикера нового мира - Маяковского.

Тогдашняя поэзия Маяковского порождает не просто отдельные нелады и недостатки современного общества, она порождает самую возможность его существования, основоположные, коренные принципы его бытия, приобретает масштаб космического бунта, в котором поэт ощущает себя равным Богу. Поэтому в своих желаниях было подчеркнуто антитрадиционность лирического героя Маяковского. Доходило к максимальным эпатажам, так, что, казалось бы давали «пощечины общественному вкусу», требовали у парикмахера «причесать он ухо» («Ничто не понимал...»), становится на корточки и лает по-собачьему («Вот так я сделался собакой... «) и с вызовом заявляет: «Я люблю смотреть, как умирают дети...» («Я»), бросает у зал во время выступления: «я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам...» («Нате!»). Вместе с высоким ростом и громким голосом Маяковского все это создавало неповторимый образ поэта-борца, апостола-предвестника нового мира. «Поэтика раннего Маяковского, - пишет О. Мясников, - это поэтика грандиозного.

В его поэзии тех лет все предельно напряжено. Его лирический герой ощущает себя способным и обязанным решать не только задачаи переустройства собственной души, а и всего человечества, задача не только земные, а и космические. Гиперболизация и сложная метафоризация - характерные особенности стиля раннего Маяковского. Лирический герой раннего Маяковского чувствует чрезвычайно неуютно в буржуазно-мещанскому среде. Он ненавидит и пренебрегает всех, кто мешает Человеку из прописной буквы жить по-человечески. Проблема гуманизма - одна из центральных проблем раннего Маяковского.

Урок литературы в 11 классе
Тема урока

«Жизнь и творчество В. Маяковского. Маяковский и футуризм.

Оборудование : видеопроектор, презентация о В.В.Маяковском. (Слайд1)


Ход урока:


Я хочу

Быть понят моей страной,

А не буду понят, -

что ж,

по родной стране

пройду стороной,

Как проходит

косой дождь!

(В.В.Маяковский)

Слайд 1


I. Орг.момент. (1-2 мин.)

2. Вводное слово учителя.

Мы продолжаем изучать творчество писателей и поэтов 20-30-хх годов. Сегодняшний наш урок будет посвящен наверное самой неординарной, противоречивой и яркой личности советской поэзии довоенного периода. Итак, тема урока – «Жизнь и творчество В. Маяковского. Маяковский и футуризм». дата

Слайд 2

Исходя из темы определим цели нашего урока:

Знакомство с биографией поэта и его творчеством;

Выделение основных тем поэзии Маяковского;

Рассмотрим понятие «футуризм» и его влияние на творчество поэта;

Определение значения Маяковского для отечественной литературы;

3. Объяснение нового материала

Слово учителя

В мировой поэзии XX века В.Маяковскому принадлежит исключительная роль. Он вошел в литературу как поэт-трибун, как «агитатор».

Маяковский прожил сложную жизнь. Он мог идти напролом, обладая ясными, осознанными целями, и в то же время был человеком легко ранимым.

Слайд 3

Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1893 в Грузии, в селе Багдади, в семье Владимира Константиновича Маяковского, служившего лесничим в Багдадском лесничестве.

Мать поэта, Александра Алексеевна (1867-1954), кубанская казачка, родилась в станице Терновская.

Слайд 4

В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси . Свободно владел грузинским языком.

После смерти отца в 1906 году Маяковский вместе с мамой и сёстрами переехал в Москву .

В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в члены РСДРП. Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне.

Слайд 5

С 1908 – 1909 годах трижды арестовывался (по делу о подпольной типографии, по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок из тюрьмы).
В тюрьме в 1909 году Маяковский стал писать стихи.

Маяковский вспоминал: «Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям - при выходе отобрали. А то б ещё напечатал !»

В училище он познакомился с Давидом Бурлюком. С этого момента его творчество будет долгие годы тесно связано с таким литературным течением как футуризм. О футуризме расскажет учитель МХК и литературы.

Опережающее задание для учащихся

Ваша задача - используя информацию учителя и клише, сформулировать определение «футуризм»

Слайд 7

Выступление учителя МХК

Маяковский и футуризм

Слово «футуризм» произошло от латинского futurum - ? будущее. Возникновение подобного течения в искусстве было связано с бурным развитием науки и техники на рубеже XIX – XX вв. (автомобили, трамваи, самолеты, расширение сети ж/д, повсеместное использование электричества, строительство многоэтажных зданий и т.д.) Все понимали, что наступает новая эпоха, а значит и искусство тоже должно быть новым.

Футуризм как течение в искусстве возник в Италии. Его основоположником является итальянский поэт . Основные принципы нового течения он изложил в «Манифесте футуристов» в 1909 году.

Слайд 8

Полное отрицание всех достижений традиционной культуры (литературы, живописи, музыки, моральных норм и традиций). Русские футуристы призывали «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности».

Необходимо новое искусство – искусство будущего. Экспериментировали, ломали всеобщее представление об искусстве (писали непонятные картины, наполненные непонятными образами, ломали общепринятую систему стихосложения –ритм, рифму, придумывали новые слова, обороты, возводили непонятные скульптуры и здания).

Слайд 9

Большую популярность футуризм получил в России. В разных городах образовывались футуристические общества. Виднейшими представителями русского футуризма являлись…

Русские футуристы, называя себя единственными поэтами будущего, заявляли об окончательном разрыве со всеми традициями русской литературы. Они возмущали общественное мнение максимализмом своих литературных манифестов, шокировали публику своим поведением, своими стихами и картинами. На своих вечерах они высмеивали пошлость, мещанство, обывательское отношение к жизни. Все эти внешние признаки революционности пришлись по вкусу молодому Маяковскому.

Слайд 10

30 ноября 1912 года состоялось первое публичное выступление Маяковского В.В. в артистическом подвале «Бродячая собачка». Слушатели сразу почувствовали настоящее большое поэтическое дарование. Стихи Маяковского были встречены рукоплесканиями.

В 1913 году на открытии кабаре «Розовый фонарь» Маяковский шокировал публику стихотворением «Нате!»

Включить аудио

Слайд 11

Работа с учащимися. Давайте вместе сформулируем определение футуризма. Версии?

Слайд 12

Работа в тетради. Запись определения.

Слайд 13

Со временем у Маяковского сложился свой неповторимый поэтический стиль, который стал его визитной карточкой.

А теперь мы выделим основные темы поэзии Маяковского.

Работа в тетради. Запись Основные темы поэзии Маяковского

Сейчас послушайте стихотворение Маяковского и попробуйте понять, о чем оно?

Слайд 14

Ученик

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочёл я зовы новых губ.

А вы ноктюрн сыграть могли бы

на флейте водосточных труб?

О чем оно? Каков смысл?

Это стихотворение о творчестве, поэтическом творчестве

Здесь, отвергая традиционные формы поэзии, он предлагает свое видение мира и свои, глубоко новаторские и экспериментаторские способы его воплощения. Показано умение и стремление сделать любой предмет объектом творчества.

Поэтическое «я» противопоставлено тем, кто никогда не поймет поэта и навсегда останется в плену пошлости жизни, кто никогда не увидит «на блюде студня» «косые скулы океана», для кого водосточные трубы не запоют подобно флейте.

Запись Тема поэта и поэзии

Слайд 15

Слово учителя (тема любви)

В творчестве Маяковского одной из основных становится тема любви. Сам поэт был человеком эмоциональным, влюбчивым, все его любовные истории проходили бурно (с ссорами, ревностью). «Любовь» поэт считал не пустым словом.

Вот как он высказывается об этом чувстве в своём дневнике: «Любовь – это жизнь, это главное... От неё разворачиваются стихи и дела… Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным».

Запись Тема любви

Слайд 16

Поэт часто влюблялся. Адресатами его любовной лирики в разное время становились женщины, окружавшие его. Это и Мария Денисова, Лиля Брик, Татьяна Яковлева, Елизаветы Лавинская, Элизабет Джонс, Вероника Полонская. Им посвящены поэмы «Облаком в штанах», «Люблю», «Про это», стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой», «Лиличка», «Письмо товарищу Кострову…» и пр.

Слайд 17

Самые долгие и глубокие чувства поэт испытывал к Лиле Брик.

С Лилей и Осипом Бриками поэт познакомился в июле 1915 года.

Осип Максимович Брик и его жена, Лиля Юрьевна , проявили сочувственное внимание к Владимиру Владимировичу, угадав в нем большой поэтический талант. Отношения Маяковского с Лилей Брик складывались неординарно с самого начала. Спустя три года Лиля сказала мужу о том, что они с Маяковским любят друг друга.

Эти отношения с перерывами продлилась до самой смерти поэта, то вспыхивая, то угасая.

Слайд 18

Слово учителя (Маяковский и революция)

В феврале 1917 года в России произошла буржуазно-демократическая революция. В своих стихах Маяковский приветствовал свержение царского режима, хотя откровенно издевался над политикой Временного правительства. Тогда же он написал частушку:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,

День твой последний приходит, буржуй!

Эту частушку распевали рабочие и матросы, штурмующие Зимний дворец в октябре 1917года.

Октябрьскую революцию Маяковский встретил восторженно. Об этом он говорит в своей «Оде революции», торжественно славя победу восставшего народа.

Благодаря художественному воплощению идей революции свет увидели такие произведения, как: «Владимир Ильич!», «Молодая гвардия», «Марш 25 тысяч», «Барабанная песня», «Левый марш» и т.д.

В марте 1919 года он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (Российское телеграфное агентство), оформляет для РОСТА агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»).

Однако к середине 1920-х поэт разочаровывается в «итогах» революции.

Его мучает вопрос: «За что боролись?»

Запись Тема революции

Запись Сатирическая тема

Вопрос для учащихся.

Чем отличается сатира от юмора?

Слайд 19

Самостоятельная работа с текстом учебника

1. Какие произведения В.В. Маяковского посвящены сатирической теме?

2. Против чего была направлена сатира В.В. Маяковского?

После ответов

Что вы понимаете под мещанством и бюрократизмом?

Слайд 20

Мещанство-

Бюрократизм- вопрос: «За что боролись?»

Слайд 21

1930 год начался неудачно для Маяковского. Он много болел. В феврале Лиля и Осип Брик уехали в Европу. Без успеха в марте прошла премьера пьесы «Баня», провал ожидал и спектакль «Клоп». Началась травля поэта в прессе, его сатирическое творчество называли антисоветским. В начале апреля 1930-го . поэту отказали в визе для заграничной поездки. За два дня до трагедии, 12 апреля, у Маяковского состоялась встреча с читателями в Политехническом институте, на которой собрались, в основном, комсомольцы; прозвучало много хамских выкриков с мест. Его душевное состояние становилось всё более угнетающим. .

До сих пор вокруг гибели Маяковского много невыясненного. Среди многих предположений есть и версия об убийстве поэта сотрудниками ОГПУ. Так что это было – убийство или самоубийство?

Вот как вспоминала об этих событиях, спустя 60 лет Вероника. Полонская,

Слайд 22 Видеосюжет.

Чтобы подвести итоги давайте вернемся к целям урока

Слайд 23

4. Закрепление

Фронтальный опрос учащихся

Где родился Маяковский?

К какому литературному течению относился Маяковский?

Что такое футуризм?

Основные темы в творчестве Маяковского?

А в чем значение творчества Маяковского?

Отметки

5. Подведение итог урока

В поэзии XX столетия нет другой фигуры, которая бы столь драматично и в таком масштабе соединила в себе противоречия главного революционного потрясения. Вокруг его имени до сих пор идет нестихающий спор. Его возводили на пьедестал и свергали с пьедестала, им восторгались и обливали грязью. Его любили и ненавидели. Рождественского ). На народное творчество. В народе до сих в моде шуточные стихотворения безымянных поэтов в подражание Маяковскому. В конце концов В.В. Маяковский создал собственный поэтический стиль, который сделал художественные произведения своеобразными, неповторимыми.

Дом.задание Сочините стихотворение в стиле Маяковского.

Огромно влияние творчества Маяковского на современную музыкальную культуру. Написано много музыкальных композиций на стихи поэта. Я предлагаю прослушать композицию группы «Сплин», созданную на стихотворение «Лиличка».

Маяковский Владимир Владимирович (1893 – 1930)

Русский советский поэт. Родился в Грузии, в селе Багдади, в семье лесничего.

С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда после смерти отца переехал вместе со своей семьей.

В 1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе.

В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту, в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи.

С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал первое стихотворение - «Ночь» - в футуристическом сборнике «Пощечина общественному вкусу».

Тема трагичности существования человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи Маяковского предреволюционных лет - поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир». Уже тогда Маяковский стремился создать поэзию «площадей и улиц», обращенную к широким массам. Он верил в близость наступающей революции.

Эпос и лирика, разящая сатира и агитационные плакаты РОСТА - на всем этом многообразии жанров Маяковского лежит печать его самобытности. В лирико-эпических поэмах «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» поэт воплотил мысли и чувства человека социалистического общества, черты эпохи.

Маяковский мощно влиял на прогрессивную поэзию мира -у него учились Иоганнес Бехер и Луи Арагон, Назым Хикмет и Пабло Неруда.

В поздних произведениях “Клоп” и “Баня” звучит мощная сатира с элементами антиутопии на советскую действительность.

В 1930 году покончил жизнь самоубийством, не вынеся внутреннего конфликта с “бронзовым” советским веком, в 1930 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.

    Получил 12 баллов за биографию, ЭТО ШЕДЕВРРРРР

    мне не очень понравило потому что эта биография длинная

Похожие публикации