Строительный портал - Kraska-yug

Скачать презентацию литература как вид искусства. Презентация к уроку "Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека."

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека

Урок литературы в 9 классе

Субботина И.К.,

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 448 г. Санкт-Петербурга


Кроме литературы, чем и дышать, опускаясь на дно морское…

М. Щербаков


Литература -

это все произведения письменности, которые имеют определенное общественное значение. Литература может быть научной, художественной, эпистолярной.

В очень упрощенном, обывательском понимании, литература – это книги. Чаще всего мы говорим все-таки о художественной письменной продукции. Литература в этом смысле – явление культуры, вид искусства.

Изучает литературу отрасль науки филологии,

которая называется литературоведение.


Искусство -

это творческое отражение действительности, воспроизведение ее в художественных образах.

Произведением искусства называют далеко не все творения, это должно быть нечто очень качественное, наиболее интересное и способное изменить сознание зрителя (слушателя). Искусство воспринимается человеком всеми органами чувств.






Домашнее задание

ОТВЕТИТЬ ПИСЬМЕННО НА ОДИН ИЗ ВОПРОСОВ:

Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина?

Какие нравственные ценности утверждает поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Что «дурное в России» высмеивают Н.В.Гоголь в пьесе «Ревизор» и М.Е. Салтыков-Щедрин в сказках?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кроме литературы, чем и дышать, Опускаясь на дно морское… М.Щербаков. Целое лето

«Как человек, как личность писатель русский… стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни – литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». М.Горький.

«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою … » В.Розанов.

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев. Д.С.Лихачев

Стихи русских поэтов о писательском труде, о роли писателей в обществе

Иван Бунин Слово Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь.

А.Ахматова Творчество Бывает так: какая-то истома; В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны, Сужается какой-то тайный круг, Но в этой бездне шепотов и звонов Встает один, все победивший звук. Так вкруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котомкой лихо... Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки,- Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь.

Б.Пастрнак Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Всё время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти. О беззаконьях, о грехах, Бегах, погонях, Нечаянностях впопыхах, Локтях, ладонях. Я вывел бы ее закон, Ее начало, И повторял ее имен Инициалы. Я б разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок. В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты. Так некогда Шопен вложил Живое чудо Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды. Достигнутого торжества Игра и мука - Натянутая тетива Тугого лука.

Вопросы Почему литературу называют искусством слова? Покажите на примерах, что такое искусство слова? Вспомните произведения, герои которых читают книги и дают им свои оценки. Чем важна для них литература? Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека? Как литература помогла вашему собственному духовному развитию? - Что полезного может дать современному человеку чтение литературы прошлого?

Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный, бог знает откуда, колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

“ Ты хочешь знать, что видел я На воле? - Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял, И думы их я угадал: Мне было свыше то дано! Простерты в воздухе давно Объятья каменные их, И жаждут встречи каждый миг; Но дни бегут, бегут года - Им не сойтися никогда!

М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

Ответить письменно на один из вопросов: Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина? Какие нравственные ценности утверждает поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? Что «дурное в России» высмеивают Н.В.Гоголь в пьесе «ревизор» и М.Е. Салтыков-Щедрин в сказках? Принести на урок текст «Слова о полку Игореве» - древнерусский текст и его перевод на современный русский язык. Домашнее задание

Спасибо за урок!!!









В живописи – различные цвета и оттенки, свет и тень. В архитектуре – закон соразмерности частей, гармоничность пропорций, простота и чёткость линий. В музыке – ритм, мелодия. В танце – пластика и ритмичность движений. В литературе – слово. Средства образного отражения жизни


«… знание всех смежных областей искусства – поэзии живописи, архитектуры, скульптуры и музыки – необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и придаёт особую выразительность его прозе. Последняя наполняется светом и красками живописи, ёмкостью и свежестью слов, свойственных поэзии, соразмерностью архитектуры, выпуклостью и ясностью линий скульптуры и ритмом и мелодичностью музыки» Константин Паустовский




О чём говорили писатель и художник в поезде? Какую картину они наблюдали? Смогли ли вы представить себе сентябрьскую грозу, слушая рассказ? При помощи чего писатель воссоздал увиденную им картину природы? К. Паустовский «Золотая роза» «Искусство видеть мир»


Искусство письменного слова Отражение реальной действительности В центре внимания литературы – человек, его деятельность и духовная жизнь Основной способ отражения действительности – художественный образ Читатель, отталкиваясь от образа писателя, создаёт свой. Основные черты художественной литературы



Слайд 1

Prezentacii.com
Литература как искусство слова

Слайд 2

Искусство

Слайд 3

Искусство
Скульптура
Театр
Цирк
Киноискусство
Балет
Архитектура или зодчество
Литература
Музыка
Живопись

Слайд 4

Образное осмысление действительности:
Жи́вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность.
Скульпту́ра - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов.
Теа́тр - зрелищный вид искусства, представления в театре.
Цирк- вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление.

Слайд 5

Киноиску́сство - вид искусства, основанный на технической основе кинематографа.
Балет- вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.
Архитектура или зодчество - искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы).
Литература
учебник стр. 3
Музыка - искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

Слайд 6

Левитан «Золотая осень»
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. (1825)
Петр Ильич Чайковский (1840-1893 г.г.)
Пьеса «Октябрь. Осенняя песнь»

Слайд 7

Какими средствами пользуются художник, композитор и поэт, чтобы создать картину осенней природы?

Слайд 8

С помощью цвета красок создает картину осенней природы.
С помощью звуков мелодии создает картину осеннего пейзажа.
Рисует картину осенней природы словами. Как музыкален и выразителен может быть язык! Сколько возможностей для изображения жизни таится в слове. Словами можно передать и настроение, которое навевала и музыка Чайковского, и краски картины Левитана.

Слайд 9

«ЛИТЕРАТУРА» -
Слово это пришло к нам в язык в XVIII веке, заимствовано из латинского языка и происходит от латинского слова «litera», то есть «буква». Литература – искусство письменного слова.

Слайд 10

Как очарователен розовый отблеск на белой коре от румяных лучей восходящего солнца! А нежная весенняя зелень берёзы разве не прелесть? Как ласкают наш глаз остроконечные душистые блестящие листочки! Особенно хороша берёза осенью, когда листва покрывается золотом, и берёза “жёлтою резьбой блестит в лазури голубой.
Д. Кайгородов
Листопадное дерево семейства березовых, с мощной широкой кроной, до 30 м высоты. Кора гладкая, белая, у старых деревьев при основании ствола - черная, с глубокими трещинами. Ветви повислые, красно-бурые, густо покрыты пахучими смолистыми бородавочками. Почки клейкие, красно-бурые, с бальзамическим запахом и слегка вяжущим смолистым вкусом. Листья длинночерешковые, очередные, треугольно- или ромбически-яйцевидные, с сердцевидным основанием, молодые - клейкие, позже покрыты железистыми бородавочками

Похожие публикации