Строительный портал - Kraska-yug

Руническое письмо. Славянское руническое письмо — руница

Алфавитом первого связного письма у древних германцев были знаки рунического письма, считавшиеся также магическими. Тацит в своей "Германии" писал, что германцы придают особое значение гаданию-жеребьевке: разбросав на куске ткани палочки с вырезанными на них знаками и прочитав молитву, жрец брал наугад три палочки и гадал, читая знаки на них.

Название букв - «руны» - образовано от основы, имевшей значение «тайна» (ср. гот. runa «тайна», немецкий глагол raunen «таинственно, украдкой шептать»). Одного корня с «runa» и современное немецкое название мандрагоры - Alraun. У древних германцев Al(b) runa - «ведьма, демоническое существо». Еще Тацит различает обряды, совершаемые жрецами в «общественных целях» и главой семейства «частным образом». Известно о существовании не только жрецов, но и жриц, когда готы переходили Дунай, то каждый род вез свою отеческую святыню, вокруг которой шли ее служители - жрецы и жрицы. Жрец - «гуди»- выбирался из родовой знати, содержал капище, где проходили жертвенные пиры, и председательствовал на местном тинге. Гот. runа означает и знак рунического алфавита, и тайный письменный знак, применяемый при гадании. К 4 в. готы знали руны. Но у германцев бытовали также и неалфавитные письменные магические знаки.

Наряду с официальными культами, готы широко прибегали к так называемой приватной, бытовой магии вне привязки к общественным культовым мероприятиям. Важна роль колдуний и колдунов, это вполне независимые и опасные существа. В сфере магического важны и интересны негерманские влияния, в первую очередь - финские. Похоже, что через них германская приватная магия усвоила ряд шаманистических элементов. Одновременно колдуны были травознатцами и лекарями. Травы - важные магические орудия, непременный атрибут колдунов и колдуний, при их помощи наводили морок. Злые колдуны наводили порчу «дурным глазом», причиняли болезнь и смерть, а также отнимали силу и жизнь или передавали их другим.

Рунический алфавит германцев, так называемые «старшие руны», насчитывал 24 знака. По первым шести буквам он получил название «Футарк» (futhark). Эти знаки представляют собой комбинацию вертикальных и наклонных линий. Горизонтальные линии использовались очень редко, поскольку они совпадали с древесными слоями и плохо различались. Отсутствие круглых линий, вероятно, объясняется техникой вырезания или выцарапывания рун острыми предметами - руническими палочками - на дереве, металле и камне. Направление письма произвольное: слева направо, сверху вниз и наоборот. Часто слова не разделены никакими знаками, хотя в качестве нерегулярных маркеров словоделения могут выступать точки или некоторые другие знаки, отсутствует и разбивка на строки. У создателей футарка было очень развито чувство звука, руническое письмо полностью соответствовало германскому звукоряду.

Феху/ Fehu [f] - богатство. Без амулета с этой руной не заключали ни одну сделку.

Урус/ Uruz [u] - бык. Символизирует ярость, отвагу, мощь, в том числе и на любовном фронте.

Турс / Thurisaz - секира. Руна бога Тора, похожая на его молот Мьёльнир. Ею украшали доспехи.

Ансуз/ Ansuz [a] - послание. Руна колдунов и шаманов. Помогала познавать неведомое.

Райдо / Raidho [r] - дорога. Руна путешественников, оберегавшая от злоключений в пути.

Кенас / Kenaz [k] - факел. Руна ясности, раскрытия тайн и заговоров.

Гебо / Gebo [g] - дар. Часто изображался на любовных амулетах.

Винья / Wunjo [w] - радость. Использовалась в личных украшениях для улучшения настроения.

Хагалль / Hagalaz [h] - град. Символизировала беды и катаклизмы.

Науд/ Nauthiz [n] - нужда. Оберегала от обмана. Вырезанная на роге для вина, хранила от яда.

Иса/ Isa [i] - лед. Ею «замораживали» неприятности, например, судебные тяжбы.

Йара / Jera [j] - год, урожай. Руна достижения цели.

Ихвас/ Eihwaz [`e] - сосна. Ее вырезали на кораблях - помогала причалить к берегу в шторм.

Перт / Perthro [p] - сокрытое, сокровенное. Руна гадателей.

Альгис / Algiz [z] - лось. Символизировала силу. Руна воинов. Часто изображалась на щитах.

Совило/ Sowilo [s] - солнце. Символ власти и победы. Руна правителей и военачальников.

Тюр, Тиваз / Tiwaz [t] - руна, названная по имени бога войны. Изображалась, в основном, на оружии.

Бъорк / Berkano [b] - береза. Символ семейного счастья, плодовитости и удачного материнства.

Эвас/ Ehwaz[e] - лошадь. Руна скорости и движения вперед.

Маннас / Mannaz [m] - человек. Руна деловых, а также личных отношений.

Лагус, лигр / Laguz [l] - вода. Руна стремления и очищения.

Ингви / Ingwaz - по второму имени бога плодородия Фрейра. Руна земледельцев.

Дэг / Dagaz [d] - день. Руна надежды. Использовалась при лечении затяжных болезней.

Отиль / Othala [o] - руна дома. Ее вырезали на двери, чтобы охраняла дом от нечистых помыслов.

Руны использовались преимущественно в магических, культовых целях. Знание рун было профессиональной тайной жрецов и передавалось из поколения в поколение. Назначение рунических надписей - ограждать владельца предмета от злых сил и от врагов, охранять покойников и удерживать их в могиле и т.д. Писались (вырезались) руны на дереве, кости, камне (надгробиях), позднее на металле, в частности на изделиях из золота. Так как деревянные предметы за редкими исключениями не сохранились, то и рунических надписей дошло до нас очень немного, особенно мало их в Германии и Англии, несколько больше в Скандинавии.

Всего обнаружено 150 предметов с руническими надписями, относящимися к 3-8 вв. Это предметы или детали вооружения (копье, рукоятка меча, насадка на щит), украшения и амулеты (кольцо, браслет, медаль брактеат (плоская тонкая монета из золота или серебра с чеканкой на одной стороне)), надгробные камни и т.д. Из рунических памятников в Англии наибольший интерес представляют надпись на шкатулке из Нортумбрии и стихотворение религиозного содержания на каменном Рутвельском кресте в Шотландии.

Руническое письмо, возникшее на основе одного из северо-италийских алфавитов, было усвоено мигрирующими германскими племенами в первые века н. э. Есть еще одна гипотеза, что изобрели и распространили руны герулы - восточногерманское племя. Самые древние памятники рунического письма зафиксированы на Кюльверкском камне, Вадстенском и Мотольском (Эстеръетланд, Швеция, 500--550 гг.) брактеатах.

Старший рунический ряд претерпел локальные модификации, в результате которых возникло 32-значное англо-фризское руническое письмо и 16-значное - скандинавское (младшие руны). В младшем руническом письме произошли существенные изменения: были устранены гласные среднего подъема, отсутствовала оппозиция между перегласованными и неперегласованными гласными, звонкими и глухими согласными. Упрощение алфавита, вероятно, связано со стремлением отразить новую фонологическую систему. Сокращение количества рун, обозначавших гласные, вероятно, связано с закреплением за руной определенной фонемы со всей совокупностью ее аллофонов, образовавшихся в результате различных видов умлаута и преломления; в системе консонантизма, возможно, произошла замена противопоставления по звонкости/глухости (например, d/t) на оппозицию по способу образования (например, d/р, т. е "смычный / спирант").

Младшими рунами выполнено около 5000 надписей на рунических камнях мемориального характера, на перекрестках, у мостов, на местах тинга, в церковных дворах. Традиционное содержание младших рунических надписей - формула, состоящая из имени заказчика, приказания вырезать руны, имени покойного, установления родственных (или другого рода) отношений между ними, имени мастера. В середине 9 в. на юге Швеции и в некоторых частях Норвегии возникли шведско-норвежские, или короткоствольные, руны в которых проявилась тенденция к облегчению начертания обычных («датских») рун.

Весьма недолго использовались хельсингские, или «бесстволые», руны, в которых принцип упрощения достиг наибольшего развития; с начала 11 в. были изобретены пунктированные руны, в которых в качестве диакритики использовалась точка. Помимо рун, в древнегерманских текстах использовалось готское письмо (только в готских текстах), по-видимому, изобретенное епископом Вульфилой в 6 в. н. э. на основе греческого алфавита с добавлением некоторых знаков из латинского или рунического алфавитов. После христианизации германских народов большое распространение получило латинское письмо в форме минускула, имевшее два варианта - инсулярный (англо-саксонский) и континентальный (каролингский) минускул. В 12 в. начинает применяться готическое письмо. В языке идиш используется еврейская графика. Из Англии и Германии рунических надписей дошло очень немного, всего известно около 150 предметов с руническими надписями 3-8 вв. Большинство надписей - отдельные слова (чаще всего - имена собственные). Каждая руна сама по себе тоже имела магическое значение, поэтому нередко выписывался весь алфавит или его часть, что должно было приносить удачу и ограждать от несчастий. Краткость или фрагментарность большинства надписей, их плохая сохранность и магический смысл привели к тому, что около трети расшифровать не удалось. А многие, считающиеся расшифрованными, имеют весьма спорные толкования.

Рунические надписи континентальных германцев относятся главным образом к эпохе Меровингов (6-8 вв.). В основном это амулеты и фибулы с алфавитом, краткими надписями магического характера и рядами рун, не поддающимися истолкованию. Последняя значительная находка была сделана в 1945 г., это запись футарка в рукописи из монастыря в Фульде (8-9 вв.). У англосаксов в связи с фонетическими особенностями их диалектов число рун было увеличено до 28. Такое их число в рукописи 7 в., в так называемом "Зальцбургском кодексе" -- "Codex Salis burgiensis", а древнеанглийская "Руническая песня" 9-10 вв. содержит уже 33 руны. Таким образом, древнеанглийский футарк является расширенным вариантом континентального.

Язык древнейших рунических надписей - промежуточное звено между германским языком-основой, формы которого можно лишь реконструировать, и языками древнейших письменных памятников различных германских народов. Древнерунический архаичнее готского, в нем сохранились более древние грамматические явления, в частности, основообразующие гласные. Специфика применения рунического письма нашла отражение и в лексике германских языков. Так, нем. Buchstabe «буква» первоначально означало «буковая палочка» (ср. гот. boka «буква», мн.ч. bokos «книга», да.bokstжf). Немецкий глагол lesen «читать» первоначально означал «подбирать, выбирать (разбросанные буковые палочки)» и сохранил это значение, как менее употребительное, наряду с новым «читать», старое же лучше всего сохранилось в глаголе auflesen «подбирать» и в ряде сложных существительных -- Weinlese, Kartoffellese. В процессе христианизации (4-12 вв.) германцы знакомятся с латинским письмом (готы - с греческим), в результате чего к 9 в. руническое письмо на территории Франкского государства, а к 11 в. на Британских островах полностью вытесняется латинским. В Скандинавии, где руническая письменная традиция оказалась более устойчивой, руническое письмо не исчезло полностью, а было перенесено на пергамент и использовалось не только в культовых целях, но и (как, например, в Дании в 13 в.) для записи законов вплоть до 16 в. В Швеции рунами в частных записях пользовались еще в 16-17 вв. Предпринимавшиеся в Швеции попытки возродить руническое письмо потерпели неудачу: руны не смогли конкурировать ни с латинским, ни с так называемым «готическим» шрифтом.

Невероятно ценно, что Англосаксонский и Младший Футарки «оставили» после себя среди прочих такие замечательные памятники как руна-поэмы (представляющие собой учебники для изучающих алфавит) и перечни имён рун. Именно на этой основе учёными-лингвистами были восстановлены имена рун Старшего Футарка.

У этого термина существуют и другие значения, см. Алфавит (значения). В Викисловаре есть статья «алфавит» Алфави … Википедия

Руны Тип: консонантно вокалическое Языки: древнегерманский, древнескандинавский, англосаксонский, древнеисландский, шведский Место возникновения: Северная и Западная Европа Терр … Википедия

- (чуваш. чӑваш алфавичӗ) общее название алфавитов, буквы которых использовались для передачи элементов звуковой речи в письменности древнечувашского и современного чувашского языка. В чувашской письменности использовались только алфавитные… … Википедия

Кириллица Тип: консонантно вокалическое Языки: старославянский, церковнославянский, русский, сербский, болгарский, македонский, украинский и многие другие Место возникновения: Юго Восточная Европа … Википедия

- (неофициально яналиф) Тип: консонантно вокалическое письмо Языки … Википедия

Финикийское письмо Тип: консонантное Языки: финикийский Период: 1050 год до н.э., постепенно эволюционировало в другие системы письма Происхождение: Версия 1: библское письмо Версия 2 … Википедия

Запрос «IPA» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Запрос «МФА» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Не следует путать с термином «Фонетический алфавит НАТО». Международный фонетический алфавит Тип Алфавит Языки… … Википедия

Оскская письменность Тип: консонантно вокалическое Языки: оскский Место возникновения: Южная италия Территория: Кампания, Самний, Лукания … Википедия

Книги

  • Огам. Набор ирландских рун , . Ирландские руны, иначе называемые "Огам", не заработали такого большого распространения, как, например, скандинавские. Однако они имеют не менее насыщенную и глубокую историю. Этот рунический…

Руническая письменность в древности имела сакральное значение и считалась частью магического искусства. Однако руническое письмо использовали и для передачи иных сведений, применяли как смысловые символы. Каждая руна имеет собственное звучание и может произноситься голосом. В чем отличие от остальных — кириллицы или латиницы? Рассмотрим вопрос применения рунической письменности.

Руническое письмо

Отличием рунического письма от других алфавитов является написание символов в любом порядке — как справа налево, так и наоборот. Когда руны записывают обычным образом — слева направо — они пишутся в прямом виде. Если нужно записать руны в обратном порядке, их изображают в зеркальном отражении.

Также существует еще один способ записи — бустрофедон. Первая строка записывается символами в прямом порядке, а следующая — в зеркальном. Этот вид письменности встречается у разных народов, в том числе, и у скандинавов.

Особенностью записи рунических знаков является отсутствие пробелов между словами. Если нужно отделить одну смысловую фразу от другой, использовали черточки или точки.

Также для рунического письма не характерно удвоение знаков: два одинаковых рунических символа записывались как один, даже если принадлежали разным словам или концу и началу предложения. С чем это связано, не известно.

Со временем руническую письменность заменила латиница. Это было связано с увеличивающимся влиянием римской католической церкви на Северном континенте. Руническая письменность уничтожалась как элемент магического влияния на жизнь людей. Однако памятники с руническими надписями создавались вплоть до 16 века.

Вязаные руны (биндруны)

Что такое руническая вязь? В отличие от , символы записываются не в линию — их накладывают друг на друга. Это напоминает сигиллу. При составлении вязи учитывается не только значение символа, но и внешнее подобие: вязь руническая должна выглядеть гармонично. Обычно для создания вязи используют пять рунических символов.

Общее требование к эстетике вязи позволяет изображать рунические знаки в любом порядке — в перевернутом положении, зеркальном отображении и прямо. Всё должно выглядеть красиво и радовать глаз. Теряет ли символ свойство в перевернутом положении? Нет, значение остается прежним.

Обратите внимание! Создание рунической вязи предполагает наличие у оператора художественного вкуса.

После составления вязи можно найти в получившемся символе новые руны, которые образовались в процессе создания. Эти руны никогда не противоречат основному смыслу, но могут его дополнять. Правильная подборка рунических символов в вязи наделяет ее магической силой для изменения обстоятельств или состояния.

В каком случае руническое письмо можно заменить вязью? Вязь обычно применяют при создании талисманов или украшений, когда на малой площади необходимо разместить длинную формулу. Также вязь, в отличие от надписи, выглядит более эстетично и привлекательно.

Руническая вязь для красоты

Рассмотрим, как строится вязь для создания женской привлекательности. Эта вязь состоит всего из двух рунических символов:

Ее можно рисовать на свежем маникюре или изобразить на запястье красным маркером.

Вязь может быть использована для поиска партнера, для создания неотразимого образа на вечеринке или в иных обстоятельствах. Формула действует временно, то есть, ее действие заканчивается после удаления с тела.

После нанесения вязи на тело нужно оговорить руны, то есть, задать направление для изменения. Это можно выразить в стихотворной форме, а можно просто выразить намерение простым текстом. Без оговора руны работать не будут.

Оговаривают каждую руну отдельно, задавая ей направление действия. Затем произносят оговор всей формулы — что именно оператор желает получить в результате. Также в оговоре учитывают сроки действия формулы и начало активации процесса.

Некоторые рунологи наносят руны на тело в виде царапин. Действие формулы длится до тех пор, пока не исчезнет царапина с кожи. Это экстремальный метод, но тоже имеет распространение. Вместо царапины можно сделать , если вам необходим «вечный » результат от применения формулы.

Не забывайте, что руническую вязь можно нанести на любой природный носитель — дерево, бумагу, ткань, металл. Не обязательно рисовать руны на теле, их можно изобразить на собственной фотографии — эффект будет тот же.

Нужно ли соблюдать фазы луны для создания рунической вязи? В северной традиции луна не учитывается, поэтому рисовать руны можно в любой благоприятный для оператора день.

Как правильно активировать рунную вязь? Для этого необходимо вдохнуть в нее собственную энергию — просто выдохните три раза на изображение. Если вы нарисовали вязь на бумаге или ином носителе, можно провести талисман над пламенем свечи. Этого будет достаточно.

Е. А. Гуревич

Руны, руническое письмо

Словарь средневековой культуры. М., 2003, с. 415-423

РУНЫ, РУНИЧЕСКОЕ ПИСЬМО, письменность, употреблявшаяся германцамисо II-III вв. По мере христианизации руническое письмо повсеместно вытесняется латинским алфавитом. Однако в Скандинавии, где руны имелинаиболее длительную историю, они были в ходу на протяжении всего средневековья, а вотдельных районах Швеции - до XIX в. Различают общегерманские, или старшие руны (доVIII в.), и развившиеся из них рунические алфавиты, применявшиеся у отдельных германских народов, - скандинавские, или младшиеруны (известные в ряде вариантов - «датские», «шведско-норвежские», «бесстволые» руны ипоявившиеся в более позднюю эпоху «пунктированные», а затем «дальские» руны) и англосаксонские руны. Сохранилось не менее 6000 рунических надписей (число находок постоянно возрастает), в основном выполненных младшими рунами, больше половины их найдено на территории Швеции, множество надписей обнаружено в Норвегии (1600) и в Дании (800). География рунических находок чрезвычайно обширна - отдельные надписи встречаются от Гренландии до Константинополя. Несмотря на отрывочность содержащихся в них сведений и нередко плохую сохранность (главным образом памятников, выполненных старшими рунами), рунические надписи - самые ранние письменные источники для изучения германской и особенно скандинавской культуры.

Старшие руны

Древнейшая система рунического письма - 24-значный алфавит. Каждая руна занимала в нем определенную позицию, и вместе они образовывали рунический ряд, соответственно последовательности его первых шести знаков обычно называемый «футарком» (fuÞark ). Сохранилосьок.200 надписей старшими рунами, самая ранняя - на наконечнике копья из Эвре Стабю(Норвегия, ок. 200 г.) raunijaz «испытывающий». Наконечники копий с нанесенными нанихрунами наименованиями оружия («нападающий» и т.д.) были найдены и в других частях Европы: на о. Готланд, в Пруссии, в Польше, на Украине. Помимо оружия старшие рунические надписи вырезались и на других предметах: орудиях, украшениях, амулетах, в Скандинавии с V в. также на камнях. Довольно многочисленную группу составляют надписи на чеканных золотых медальонах - брактеатах, датируемых 450-550 гг. и найденных преимущественно в Дании. Несмотря на то, что почти не сохранилось старшерунических надписей на деревянных предметах, предполагается, что именно дерево было тем первоначальным материалом, на который наносились руны: на это указывает характерная заостренная и угловатая форма рунических знаков, избегающих горизонтальных и округлых линий. Основные элементы рунической графики - т. н. «ствол» (длинная вертикальная или наклонная линия), отходящие от него короткие косые линии - «ветви» и «уголки» (последние могут выступать в различных комбинациях, соединяясь либо состволом, либо, в случае его отсутствия, между собой).

Считается, что рунический алфавит возникв I-II вв. н. э. на основе одного из южноевропейских алфавитов. Какого именно - остаетсяспорным. Родоначальник научной рунологиидатский ученый Л.Виммер (1874 г.) предполагал, что руны восходят к латинскому письму. Егооппоненты С.Бугге и О. фон Фрисен пытались вывести рунический алфавит из греческогокурсива, связывая появление рун со временемпребывания готов в Причерноморье (III в.).«Греческая теория» возникновения рунического письмавступает, однако, в противоречие с датировкойдревнейших рунических находок на территории Скандинавии. В дальнейшем наибольшеечисло сторонников завоевала теория норвежского рунолога К.Марстрандера (1928 г.), считавшего, что руны могут быть возведены к группе североиталийских алфавитов, употреблявшихся в течение нескольких столетий до н. э. иставших известными германцам благодаря посредничеству кельтов, однако прямой прототип рунического письма не был установлен. В последниедесятилетия, особенно после того, как были выявлены и детально описаны принципы начертания рун, ученые вновь обратили взоры налатинское письмо как на алфавит, способныйпослужить основой для рунического письма. При этом все без исключения рунические знаки были представлены как результат целенаправленных исистемных графических преобразований соответствующих букв латинского капитальногописьма.

Старшие руны - весьма архаичная система письменности. На это указывает как палеография старшерунических надписей, так и особенности их языка. Одна из характерных чертранних рунических памятников - отсутствиефиксированного направления письма: текстмог наноситься на поверхность предмета какслева направо (со временем это направлениестановится доминирующим), так и справа налево, при этом нередко возникал бустрофедон- оба способа письма использовались попеременно в пределах одной надписи. Точно так же(причем независимо от избранного резчиком направления письма) могли поворачиватьсявокруг ствола ветви отдельных рун Бывало, чтона одном стволе вырезалось более одной руны(«комбинированные» руны). Текст надписи либововсе не членился графически, либо членилсяпри помощи пунктированных знаков обычноне пословно, а на колоны - отрезки предложений или целые предложения. Вследствие того, что большинство старших рунических надписей найдено на территорииСкандинавии (прежде всего в Дании), их языкв течение долгого времени считали праскандинавским, т.е. древнейшим скандинавским языком-основой, засвидетельствованным письменными памятниками. Впоследствии эта точка зрения была отвергнута. На сегодняшнийдень считается доказанным, что язык старшерунических надписей не может быть отождествлен ни с одним из древнегерманских диалектов. Внимание рунологов привлек факт: при том, что старшее руное П.о просуществовало не менее шести веков и охватывает значительный ареал (территорию миграций и расселения германских племен), вплоть до VII в. и язык, и стилистические особенности выполненных этим письмом надписей оставались неизменными. Было высказано мнение, что язык старших рунических надписей является особым типом общегерманского койне (Э.А.Макаев), первым в истории германских языков литературным вариантом, который отличался большим единообразием и имел подчеркнуто архаизирующий, традиционный характер рун Эти свойства рунического языка находятся в прямой связи с функциями старшего рунического письма.

Старшие руны, по-видимому, применялись в основном в магических целях. Древнейшеезначение слова «руна» (друн-исл. r ú n , друн-англ. rūn друн-в.-нем. rūna ) - «тайна»: именно такойсмысл имело готское runa (срун:друн-в.-нем. rūnōn «шептать»). Структура рунического корпуса указывает на то, что руны весьма ограниченно использовались для передачи сообщений.Примерно четверть ныне известных старшерунических памятников - однословные надписи, в большинстве своем не содержащие ничего, кроме имен собственных. Самые ранние изтаких надписей обнаружены на оружии, гдеони порой соседствуют с магическими символами. Четверть памятников вообще не поддается прочтению - нередко это «темные» надписи, не образующие текста в обычном смысле слова. Среди них принято выделять т. н. «руническую абракадабру» - мнимые слова, обычно неэтимологизируемые сочетания рун, в устройстве которых прослеживаются определенные числовые закономерности (каждая руна имела свой порядковый номер), заставляющие предполагать их магическое применение. Четверть памятников - перформативные трафаретные формулы («Я, такой-то, вырезал руны») и краткие намогильные надписи иного содержания. И, наконец, последняя четверть памятников имеет явно магический смысл. Такова, например, надпись на вертикально стоящем камне из деревни Бьёркеторп (Швеция, VII в.) «Я спрятал здесь могучие руны. Да будет тот во власти беспокойства и беспутства, да погибнет тот коварной смертью, кто это разрушит». В одном из брактеатов читаем: «Я прозываюсь Хариуха, мне ведомо опасное, приношу счастье», - вслед за чем стоят три руны t , обозначающие бога войны Тюра, очевидно, призванные принести победу.

Каждая руна имела имя, т.е. не только передавала тот или иной звук, но и являлась знаком, соотнесенным с определенным содержанием, иначе говоря, могла употребляться как в фонетическом, так и в символическом значении. Названия рун, известные из более поздних источников (мнемонических рунических стихов), позволяют составить представление о символической роли, а отсюда и о возможномвменении отдельных знаков: f - *fehu (друн-исл. fé ) «богатство»,j - *jara (друн-исл. ár ) «урожай», n - nauð «нужда», k - kaun «язва», m - maðr «муж» и т. п. Так, трижды повторенное сочетание рун g и а , нанесенное на древко найденного в болоте копья (Крагехуль, о. Фюн, нач.VI в.), видимо, означало, что брошенное в болото копье было принесено в дар германским богам-асам: руна g называлась «дар», руна а - «ас».

О чудодейственной силе и магическом применении рун сообщается в исландском героическом эпосе и сагах. В эддических «Речах Сигрдривы» разбуженная Сигурдом валькирия учит героя пользоваться рунами на все случаи жизни: руны победы следует вырезать на рукояти меча и дважды пометить именем Тюра; дабы уберечься от обмана, необходимо нанести на рог руны пива и начертать на ногте руну n ; руны прибоя, если их выжечь на веслах и вырезать нa носу и на руле корабля, будут охранять его вбурном море; нарисованные на ладони повивальные руны окажут помощь при родах, целебные руны пригодятся для врачевания и т.д. Руническая магия не ограничивается нанесением соответствующих знаков на различныепредметы, руны также принимают внутрь, дляэтого резные руны соскабливают и смешиваютс медом. В другой песни «Старшей Эдды» -«Речах Высокого» рунам приписывается божественное происхождение («Руны найдешь // и постигнешь знаки, // сильнейшие знаки, // крепчайшие знаки, // Хрофт их окрасил, // а издали боги // и Один их вырезал»). В «Поезде Скирнира»посланец древнескандинавского бога плодородия Фрейра сватает за него Герд, но получает отказ. Только угроза вырезать руны «похоти, безумья и беспокойства» склоняет Герд к согласию на брак с Фрейром.

Поскольку вырезанные руны было принято окрашивать (в сакральных надписях - жертвенной кровью), длявыделения частей фразы в рунических надписях могли использоваться разные цвета: на некоторых скандинавских рунических памятниках эпохи викингов нечетные слова окрашеныкрасной краской, а четные слова - черной. Подобный прием обозначения словораздела служил не только для украшения, но и должен былзначительно облегчать дешифровку надписи.

Важнейшее условие эффективного использования рун, в соответствии с наставлениями «Речей Сигрдривы», - не перепутать и не повредить «могучие знаки». В «Саге об Эгиле», жизнеописании величайшего исландского скальда, рассказывается, в частности, как Эгиль при помощи рун исцелил тяжело больную женщину. Причиной ухудшения ее состояния оказались обнаруженные у нее в постели спутанные руны, которые нанес на китовый ус неумелый врачеватель. Стоило Эгилю, предварительно соскоблив неверные знаки и уничтожив китовый ус, вырезать новые руны и положить их больной под подушку, как она выздоровела. В другом эпизоде той же саги Эгиль с помощью рун отводит от себя беду. Когда на пиру ему был поднесен рог с отравленной брагой, скальд вырезал на нем руны, окрасил их своей кровью и произнес об этом вису, после чего рог разлетелся на куски. Впоследствии Эгиль при помощи вырезанного им рунами заклятья добился изгнания из страны своих недругов - правившей в Норвегии королевской четы.

Знанием рун владели немногие, прежде всего, по-видимому, жрецы, они же мастера рунического письма. В надписях старшими рунами неоднократно встречается слово erilaz («Я, эриль, начертал руны»). Высказывалось предположение, чторуническое erilaz должно быть связано с названием германского племени герулов (лат. eruli ),некогда населявших Зеландию или Ютландиюи, по сообщению готского историка Иордана,вытесненных оттуда в III в. данами. В герулахпытались видеть создателей или по крайнеймере посредников в распространении руниче ского письма. Согласно другой точке зрения, эриль в рунических надписях - не этнический, а социальный термин, возможно, обозначающийпредставителей военной касты. Подобный вывод основан на тождестве рунического erilaz древнеисландскому jarl - «правитель». В эддической «Песни о Риге», устанавливающей социальную стратификацию скандинавского общества, прямо говорится, что владение руним П.ом - привилегия высших его слоев: руны знает Кон (т.е. конунг ), сын Ярла, и сам Ярл, получивший это умение от Рига, своего божественного предка. Не исключено, что, подобно исландскому годи позднейшей эпохи, эрильмог совмещать роль светского предводителя с жреческими функциями.

Применение рун, почти всецело ограниченное рамками магии и ритуала, было связано ссакрализацией письма. Это явствует не толькоиз практики употребления рун в их символических значениях, но и из надписей, в которыхруное П.о использовалось в его прямой функции, как средство для записи текстов. Во многих случаях содержание таких надписей, - этопрежде всего информация о самой руническойписьменности. Многие старшеруническиенадписи не содержат ничего, кроме перформативных формул: на погребальных камнях может отсутствовать имя умершего, зато нередко присутствует самоаттестация рунического мастера, фиксирующего произведенное им магическое действие: «Хадувольф поставил три руныfff » (Гуммарп, Швеция, VI в.), «Я начертал руны, происходящие от высших сил» (Нулебю, Швеция, VII в.). Прямое следствие сакрализациирунического письма - темнота и синтаксическая дефектность многих рунических текстов, очевидно, не предназначенных для прочтения. Известныслучаи, когда могильные камни, с вырезанными на них рун и помещали не на могилу, но зарывали в землю, обращая знаками вниз: надписи такого рода явно изготавливались не радиувековечения памяти об умершем, но с тем,чтобы уберечь захоронение от разорения иливоздействия враждебных сил.

Критики гипотезы преимущественно магического использования рун (Э.Мольтке и друн)выдвигают в качестве главных аргументов последовательную фонологичность рунического письма и генетическую связь рун с южноевропейскими алфавитами. Первое, по их мнению, свидетельствует о примате коммуникативной функциирун, второе ставит древнегерманскую письменность в один ряд с другими древними системами письма. Однако, каково бы ни было назначение новоизобретенного алфавита, руное П.овозникло в обществе, в котором не существовало ни потребности, ни почвы для широкого применения письменности. В этих условиях и могло произойти отождествление рун с употреблявшимися с древнейших времен сакральными символами и превращение рунического письма в инструмент магического воздействия.

В то время как отдельные руны имеют прототипы в письменности других народов, рунический ряд в целом совершенно уникален. Необычность рунического ряда заключается не только в ни с чем не сопоставимом расположении знаков в алфавите, но и в его способности функционировать в качестве самостоятельного образования - футарка . Об этом свидетельствует особый тип рунических памятников - надписи, содержащие футарк. Факт наличия таких надписей нелегко объяснить. Попытка «реалистов» истолковать их как «наглядные пособия», изготовленные в целях обучения руному П.у, плохо согласуется с характером предметов, на которые они наносились: это - погребальные (в том числе внутримогильные камни и амулеты-брактеаты. Сторонники «магической теории», напротив, видят в практике изображения рунического ряда мобилизацию всех сверхъестественных сил, приписываемых отдельным рунам, что, однако, не проливает свет на не имеющее аналогий расположение самих этих знаков в ряду. Наиболее убедительное объяснение устройства рунического ряда - гипотеза Й.Йенсена, показавшего, что расположение рун в футарке подчинено определенному лингвистическому замыслу.

Как свидетельствуют древнейшие изображения футарка, старший рунический ряд был разделен на три равные части («семьи») по 8 знаков в каждой, названные по возглавлявшим их рун «семьями» Фрейра, Хагаля и Тюра. По наблюдениям Йенсена, расположение гласных и согласных в руническом ряду следует некоторым числовым закономерностям: в каждой из «семей» футарка содержится по 2 гласные и по 6 согласных букв, причем последние гласные в «семьях» разделены равным промежутком в 9 рун Число согласных, помещенных между обеими гласными в каждой из «семей» возрастает в прогрессии 1 -2-4 и соответственно убывает число согласных, стоящих после последних гласных в «семьях» (4-2-0). Так устроен рунический ряд, изображенный на Кюльверском камне (Готланд, V в.). В другом варианте футарка, лучше всего сохранившемся на брактеате из Вадстены (Швеция, VI в.) и отличающемся от кюльверского тем, что рун р - é и d -о в нем располагаются в обратном порядке (é - р ; о - а ), также царит симметрия в распределении согласных и гласных

Кроме того, Йенсен обратил внимание на то, что и качественный состав «семей» футарка подчинен определенным закономерностям: так, в каждой из них оказывается по одной лабиальной согласной (f;p;b ) и по паре шумных, противопоставленных по глухости/звонкости(k-g; s-z; t-d ). Вскрытое Йенсеном сложное и продуманное устройство рунического ряда по сути представляющего собой модель фонологических отношений языка, не оставляет возможности для случайности или стихийного формирования древнегерманского алфавита. Неведомый изобретатель футарка продемонстрировал в своем творении высокий уровень владения звуковой формой языка, что было в равной мере свойственно как мастеру рунического письма, так и древнескандинавскому поэту-скальду

Младшие руны

V П-V Ш вв. - переходный период в истории рунического письма. Сохранившиеся от этого времени рунические памятники - все они найдены на территории Норвегии и Швеции - крайне малочисленны. Надписи этого периода еще выполнены старшими рунами, однако в них уже заметны изменения в начертании и фонетическом значении отдельных рун, причем нередко параллельно с новыми употребляются и старые формы. Кроме того, меняется и языковой характер рунических памятников: они начинают отражать, хотя и весьма непоследовательно, специфические черты древнескандинавских диалектов, как раз в эту эпоху переживающих весьма существенную эволюцию, в ходе которой они окончательно оформляются как обособленная группа.

Предполагается, что в кон. VIII в. неизвестный реформатор подвел итог предшествующему развитию рунического письма, создав 16-значный рунический ряд. Родиной этого нового алфавита, к Х в. распространившегося по всей Скандинавии, принято считать Данию: именно здесь найдены самые ранние памятники, выполненные младшими рунми, благодаря чему это письмо получило название «датские» руны.

По мнению большинства рунологов, причиной перехода от старшего рунического ряда к младшему послужили главным образом те важные изменения, которые претерпел к этому времени фонетический строй скандинавсих языков: число гласных звуков возросло с 5 до 9, произошли преобразования в системе согласных. На все эти перемены рунический алфавит отреагировал весьма необычным образом; вместо увеличения числа знаков последовало резкое их сокращение. Рунический ряд не только не пополнился графемами для передачи новых гласных звуков, но, напротив, избавился от уже имевшихся в нем рун, обозначавших некоторые старые гласные (е; о). «Редукции» подверглись и отдельные графемы, передающие согласные звуки; вследствие этого на письме перестали различаться глухие и звонкие согласные (срун: ikla(n)t=England , «Англия»; tribin=drepinn , «убитый» и т.п.). В силу неадекватности системы графем звуковому составуязыка младшие руны в большинстве своем полифункциональны - почти каждая из них используется в нескольких фонетических значениях.

На фоне старшего рунического алфавитамладшие руны в течение долгого времени представлялись ученым как упадок письменности,а их возникновение пытались объяснить культурной изоляцией скандинавов. Все преобразования рунического письма., однако, следовали определенной логике и имели целенаправленный характерун В ходе перестройки рунического рядавзаимодействуют две явственно прослеживающиеся тенденции: фонетическая и графическая. Если старшее руное П.о было идеальным фонографическим алфавитом, то младшее, подчиняясь принципу экономии знаков, насвой лад также отражает звуковой строй языка, нолишь на уровне важнейших для той эпохи фонологических оппозиций. По-новомуупорядочивается и форма рун - отныне все они должны быть одной высоты; кроме того, каждая руна непременно должна иметь ствол и притом только один: не случайно из руническогоряда в первую очередь исключались графемы,не удовлетворявшие этим требованиям (g ; е; d ;о), попутно было изменено начертание некоторых рун (k; h; a; s; m ). Эти графические новшества были вызваны важными переменами врунической технике, в свою очередь связанными с изменением функций рунического письма.

В эпоху викингов получает распространение обычай воздвигать памятные камни, увековечивающие славу погибших участников военных походов. Это были либо просто отесанные, вертикально поставленные стелы (bautasteinar ),либо «рунические камни» (runsteinar ), с высеченными на них мемориальными надписями.В отличие от охранительных магических надписей старшими рунами, памятники такого родавыставлялись на всеобщее обозрение: их устанавливали у дорог или мостов, в христианскоевремя - внутри церковной ограды, т. е. в местах, где их могло увидеть как можно большелюдей. В Х в. вырабатывается трафаретнаяформула мемориальной надписи. Она включала в себя имя человека, в память о котором былпоставлен камень, иногда - оценку его доблестей, сообщение о том, где и как он погиб, имена его родичей, заказавших памятник, а частои имя мастера, вырезавшего надпись. Подавляющее большинство дошедших до нас младших рунических надписей - это надписи на памятных камнях, изготовление которых, также предполагавшее создание обрамляющегоруны орнамента, со временем превратилось ввысоко ценимое искусство, по формальной сложности и изысканности напоминающеетворчество западноскандинавских скальдов.Наивысшего расцвета это искусство достигаетв произведениях шведских рунических мастеров XI в., создавших несколько тысяч причудливо орнаментированных памятных камней и,как правило, оставивших на них свои подписи. Сохранились имена не менее 70 резчиков,в основном работавших в центральной Швеции; изготовленные ими памятники при всейтрадиционности их оформления нередко демонстрируют индивидуальную творческую манеру того или иного мастера.

Высеченные на камнях старшеруническиенадписи могли располагаться вертикально, горизонтально или по окружности камня; резчикобычно не соизмерял величину рун с размерами избранной им поверхности: если надпись неумещалась, ее переносили на любой свободныйучасток камня; стоящие по соседству рунические знаки часто были разной высоты. Уже в самых ранних рунических памятниках эпохи викингов этому беспорядочному разнообразиюбыл положен конец. Отныне надпись наносилась на камень строго по вертикали, плотно заполняя его поверхность, знаки вырезались наполосах, помещаясь между ограничивающимиих высоту линиями и были одного размера. Вэтих условиях особую роль приобретал ствол,задававший равную высоту любой последовательности рун Позднее строки надписи стали отклоняться от вертикали и следовать изгибу сторон камня. Так возникла форма дуги, затем -форма замкнутой дуги; оставленное надписью свободное пространство обычно заполняетизображение креста. С XI в. полоса, начало которой положили ограничивающие надписьлинии, преобразуется в рунического змея: к одному ее концу присоединяется голова, к другому - хвост. Нередко надпись располагаетсяна двух змеях, чьи головы и хвосты соединен орнаментальными связками. С течением времени форма змея все более усложняется, изгибаясь, он образует большие петли, появляется изображение его лап, хвост украшают многочисленные завитки. Наряду с руническим змеем, прежде всего характерным для шведских памятников, на мемориальных камнях эпохи викингов можно также встретить сцены из скандинавских сказаний о богах и героях изображения кораблей и т.п.

В надписях на памятных камнях, как правило, использовались «датские» руны, в связи с этим нередко именуемые «обычными» рунами Между тем, почти с самого своего появления младший рунический ряд существует в двух вариантах. Уже с первой половины IX в. получает распространение и другая разновидность младшего рунического письма - «рёкские» руны, обязанные своим названием самому знаменитому и загадочному руническому памятнику эпохи викингов, Рёкскому камню (Эстеръётланд, Швеция, серун IX в.), на котором была высечена самая длинная из всех известных рунических надписей (762 рун). Поскольку этот тип рунического письма регулярно употребляется в ранних мемориальных надписях (I Х-Х вв.), найденных на юго-востоке Швеции и в Норвегии, его часто называют «шведско-норвежскими» рунами.

В «датских» и «шведско-норвежских» рунах традиционно видели территориальные варианты младшего рунического письма. То, что последние - не независимый извод старшего рунического ряда, но результат переработки «датских» рун, было доказано еще Л.Виммером (в последнее время предпринимались попытки доказать обратное: что «датские» руны произошли от«шведско-норвежских» рун). По сравнению с «обычными» руни, «шведско-норвежские» руны демонстрируют торжество принципа графической экономии: ветви их укорочены (еще одно название этого алфавита - «коротковетвистые» руны) и редуцированы до минимальных форм, необходимых для различения знаков. Все изменения в начертании графем были промзведены в соответствии с рациональным использованием четырех признаков - числа ветвей, их направления, длины и уровня расположения на стволе. При этом в отдельных случаях имело место радикальное «усечение» графической формы рун Исходя из характерной для этой разновидности рунического письма тенденции к упрощению графики, шведский исследователь Э. Вессен пришел к выводу, что «коротковетвистые» рун - не территориальный, а функциональный вариант рунического алфавита. В то время как «обычные» руны были монументальной формой письма, используемой в парадных мемориальных надписях на камне, «шведско-норвежские» руны представляли собой своего рода руническую скоропись, предназначенную для повседневных нужд и употребляемую на недолговечном материале - дереве. Поскольку памятники, свидетельствующие о широком обиходном применении рунического письма, относятся к более позднему времени, когда в Скандинавии уже использовалась иная разновидность рунического алфавита («пунктированные» руны), гипотеза Вессена обречена остаться в области предположений. Однако имеются важные косвенные доказательства в ее пользу. Прежде всего это - немногочисленность памятников и непродолжительность употребления «шведско-норвежских» рун в мемориальных надписях, откуда они были вытеснены «обычными» рунами, а также регулярное использование отдельных «коротковетвистых» рун в надписях на камнях, свидетельствующее о том, что рунические мастера были хорошо знакомы с обеими формами рунического письма.

О том, что «шведско-норвежские» руны не выходят из употребления после того, как на рунических камнях они уступили место «датским» рунам, говорит и созданная на их основе разновидность рунического письма - «бесстволые», или «хельсингские» руны, появившиеся в центральной Швеции в нач. XI в. Знаки этого ряда нередко называют рунической стенографией: ни в одном другом варианте рунического письма не были произведены столь радикальные графические прео6разования, до неузнаваемости изменившие форму рун Отличительная их черта - отсутствие ствола (его сохранила лишь руна i ): ветви рун распo ложены на разном уровне и развернутывправо или влево от невидимой вертикали, которую заменяет полоса рунического змея. Сохранилось немногим более десятка мемориальных надписей, выполненных «бесстволыми» рунами, ни о каком ином употреблении этих рун сведений нет.

Бергенские находки

В древнескандинавских рукописных памятниках не раз упоминаются послания на rúnakefli - деревянных гладко обструганныхпалочках, на которых вырезались руны, В истории Амлета (Гамлета), изложенной СаксономГрамматиком в «Деяниях датчан» (нач. XIII в.) говорится о письме на дереве, адресованномкоролю Британии, которым датский корольснабдил двух своих людей, сопровождавшихпринца в его поездке в Англию. Амлету удается выкрасть послание; соскоблив письмена, содержавшие просьбу убить его, он заменяет ихдругими знаками, вынося смертный приговорсвоим спутникам. Несомненно, что речь в этомрассказе может идти только о рунах. В «Саге об Эгиде» дочьЭгиля, Торгерд, обещает вырезать на rúnakefli поминальную песнь, которую ее отец сложит о своих погибших сыновьях. Стихи, деловые и любовные письма, бирки с именами владельцев товаров, заклинания, амулеты с текстами латинских молитв - колоссальный (более пяти сотен надписей) корпус, казалось бы, навсегда утраченных памятников, свидетельствующих как об интенсивном использовании рун на дереве, так и о широком распространении рунической грамотности, был обнаружен в 60-е гг. XX в. в ходе раскопок на Брюггене, в древнейшей части норвежского г. Бергена, с кон. XI в. - места поселения купцов. В отправленном из Южной Норвегии послании (первая половина XIV в.) некий Торир Фагр жалуется своему бергенскому компаньону на плачевное состояние дел: ему не удалось раздобыть ни пива, ни рыбы, и он умоляет своего друга Хавгрима не требовать от него его доли и уладить дело с «хозяином», но скрыть все от Торстейна Длинного, а заодно не забывает заказать себе перчатки. Другое руническое письмо (кон. XII в.), написанное Сигурдом Лавардом, старшим сыном короля Сверрира, содержит просьбу изготовить копья из присланных ранее восемнадцати локтей железа. Надписи на рунических палочках впоследствии были обнаружены археологами и в других частях Норвегии. Подобно новгородским берестяным грамотам, они показывают важную роль письменности в повседневной жизни средневекового скандинавского общества и ее доступность разным слоям населения - от принцев; знати до купцов и свободных крестьян-бондов.

Все относящиеся к этому времени рунические надписи выполнены «пунктированными» рунами - 24-значным руническим алфавитом, который сложился на основе главных разновидностей 16-значного рунического ряда, постепенно заполнившего все свои лакуны. Уже в нач. XI в. в мемориальных надписях появляются отдельные «пунктированные» - помеченные точками знаки: руна i с точкой посередине используется в значении е , руна k с точкой, помещенной сверху между стволом и ветвью, обозначаетg и т.д. Одновременно происходит дифференциация звуковыхзначений ряда употреблявшихся параллельно«обычных» и «коротко-ветвистых» рун В результате к кон. XII в. руное П.о полностью приспособилось к фонетической системе языка ини в чем не уступало латинскому письму.

Наиболее ранние из бергенских находок датируются кон. XII в., самые поздние - второй половины XIV в., т.е. относятся к эпохе,когда в Скандинавии уже использовалось латинское письмо. Не исключено, что им владели и некоторые создатели рунических надписей. Сохранилась, например, записка на rúnakefli , адресованная священником Иономзнатному горожанину ГуннаруХвиту (серун XIVв.). Около 10% рунических надписей на rúnakefli - латинские. Так, на одной из палочек по-латыни рунами вырезаны фрагменты изсборника поэзии вагантов Carmina Burana , надругой - Вергилиева строка: Omnia vincit amor, et nos cedamus amori («Все побеждает любовь,покоримся и мы любви»). Из этого следует, чторуны не сразу выходят из употребления не только в связи с тем, что латинское письмо (уже вXII в. применявшееся для записи текстов на народном языке) оставалось достояниемлишь клириков и небольшой части образованных мирян (litterati ): с самого начала книжное и руное П.о обслуживали разные потребности. Раньше всего латинской письменности удается заменить собой исконноеруное П.о в мемориальных надписях: обычайвоздвигать рунические камни просуществовал до серун XII в.; однако как обиходное письмо, используемое для передачи сообщений,не заслуживающих фиксации на дорогом идолговечном материале - пергамене, руныпродолжают употребляться вплоть до XV в.При этом известны отдельные случаи их проникновения в область, где изначально и безраздельно господствовала латинская письменность: в кон. XIII в. в Дании появляютсядве рунические рукописи, в том числе запись«Сконского права» (Codex Runicus ).

Младшие руны и магия

Хотя начиная с эпохи викингов руное П.о прежде всего использовалось в коммуникативных целях, на протяжении всего средневековья рунам продолжали приписывать магические свойства. Порой для придания надписи особой силы ее содержание прятали в шифрованные руны. Известно несколько видов рунических шифров. В одном в качестве заместителей отдельных рун выступали графические знаки с вырезанными сверху и снизу отходящими в обе стороны от ствола ветвями. Число нижних ветвей указывало на номер семьи футарка (счет семей, в соответствии с магической практикой велся с конца), число верхних - на порядковый номер руны. Подобные знаки наряду с иными типами «тайных» рун присутствуют в надписи на Рёкском камне, где вырезанный младшими рунами текст заключен в раму из шифрованных и старших рун Среди рунических находок относящихся к более позднему времени, множество колдовских формул, заклинаний, заговоров, нередко соседствующих со словами латинских молитв. По мере того, как руное П.о вытеснялось латинским, руны все чаще применялись не как письменные, но как магические знаки: во второй половине XIV в. самым распространенным типом рунических надписей становятся надписи на посуде, вырезавшиеся на дне тарелок, сосудов и т.п., причем помимо охранительных формул в роли оберегов выступали и отдельные рунические знаки. В позднее средневековье и в эпоху Реформации руны встречаются в качестве колдовских символов в книгах по черной магии. Там же, где руническая традиция еще сохранялась, как это имело место в шведской области Даларна, где из смешения рун с латинскими буквами уже в Новое время возникли «дальские» руны, которые. как и ведущие свою историю от средних веков рунические календари, продолжали употребляться до XIX в., руны были низведены до положения «азбуки неграмотных».

Англосаксонские руны

Особый вариант рунического письма, употреблявшийся в Англии в V П-Х вв. Англосаксонский рунический ряд (futhork ) представляет собой модификацию старшего футарка. Как и в случае скандинавских (младших) рун, изменениям подверглось не только начертания отдельных знаков древнегерманского алфавита, но и его состав, однако преобразование системы письма в Англии шло в направлении, противоположном развитию рунического письма ее северных соседей: не в сторону сокращения числа рун, но, напротив, в сторону пополнения рунического ряда. Уже в памятниках кон. VII-нач. VIII в. англосаксонский рунический ряд содержит 28 знаков, позднее их число возрастает до 33 рун Именно столько рун в руническом ряду в рукописи древнеанглийской «Песни о рунах» (I Х-Х вв.).

Сохранилось несколько десятков памятников англосаксонской рунической письменности, древнейшие из которых восходят к серунVII в. Как правило, это очень краткие надписи(надписи на монетах содержат лишь имена).Самый значительный среди ранних англосаксонских рунических памятников - надпись, окаймляющая сцены из древнегерманских,римских и библейских сказаний, вырезаннаяна т. н. руническом ларце Фрэнкса (Franks Casket , VII в.). К более позднему времени относится стихотворение религиозного содержания, высеченное на Рутуэльском каменномкресте (Шотландия, VIII-I Хвв.).

Старшие руны

f u Þ a r k g w h n i j p æ z s t b e m l ŋ d o

Датские руны

Шведско-норвежские руны

f u Þ ą r k h n i a s t b m l R

Макаев Э.А. Язык древнейших руническихнадписей. М., 1965; Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи. М., 1977;Смирницкая О.А. Древнейшие руническиенадписи как памятник протостиха// Эпос СевернойЕвропы. Пути эволюции. М., 1989; Смирницкий А. И. Вопрос о происхождении рун и о значении праскандинавских надписей как памятников языка // Уч. записки Ин-та языка и лит-ры, 1931, т.4; Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. М., 1979; Bæ ksted A. Må lruner og troldruner. Runemagiske studier. Kø benhavn, 1952; Jensen J . The Problem of the Runes in the Light of Some Other Alphabets // Norsk Tidskrifl for Sprogvidenskap. Oslo, 1969; Krause W. Runeninschriften im alteren Futhark. Halle, 1937;Liest øl A. Correspondence in Runes // MediaevalScandinavia, 1968, Vol. I; Moltke E. Runes andtheir origin. Denmark and elsewhere. Copenhagen,1985;Wimmer L. Die Runenschrift. B., 1887.

Иллюстрации :

Руническая письменность

К.А. Иванова

Ишим, Российская Федерация

"О силе письма ни один народ

не думал больше и не ставил ее выше,

чем германцы"
К. Малленхоф

Возникновение, распространение и развитие рунической письменности явилось одним из наиболее важных культурных свершений германских племен в ранний период их истории. Человечеству известны несколько основных типов систем передачи информации с помощью графических символов. Они возникали, без сомнения, стадиально, в определенный момент времени, когда необходимость диктовала условия, требующие более совершенных и изощренных способов трансляции и накопления информации как таковой и опыта в частности.

Древнейшим видом письменности у германцев было руническое письмо. Тацит в своей «Германии» писал, что германцы придавали особое значение гаданью-жеребьевке: разбросав на куске ткани палочки с вырезанными на них знаками и прочитав молитву, жрец брал наугад три палочки и гадал, читая знаки на них. Эти считавшиеся магическими знаки были буквами рунического письма, алфавитом первого связного письма у древних германцев.

Название букв - «руны» - образовано от основы, имевшей значение «тайна» (ср. гот. runa «тайна» и немецкий глагол raunen «таинственно», « украдкой шептать»). Рунический алфавит германцев, так называемые «старшие руны», насчитывал 24 знака. По первым шести буквам он получил название «футарк» (futhark ) . Эти знаки представляют собой комбинацию вертикальных и наклонных линий. Руны использовались преимущественно в магических, культовых целях. Знание рун было профессиональной тайной жрецов и передавалось из поколения в поколение. Назначение рунических надписей - ограждать владельца предмета от злых сил и от врагов, охранять покойников и удерживать их в могиле и т.д. Писались (вырезались) руны на дереве, кости, камне (надгробиях), позднее на металле, в частности на изделиях из золота. Так как деревянные предметы за редкими исключениями не сохранились, то и рунических надписей дошло до нас очень немного, особенно мало их в Германии и Англии, несколько больше в Скандинавии. Всего обнаружено 150 предметов с руническими надписями, относящимися к 3–8 вв. Это предметы или детали вооружения (копье, рукоятка меча, насадка на щит), украшения и амулеты (кольцо, браслет, медаль-брактеат), надгробные камни и т.д.

Большинство надписей представляют собой отдельные слова (часто собственные имена). Каждая руна сама по себе тоже могла иметь магическое значение, поэтому нередко выписывался весь алфавит или его часть, что должно было приносить, по верованиям древних германцев, удачу в разных видах деятельности и ограждать от несчастий.

Из рунических памятников в Англии наибольший интерес представляют надпись на шкатулке из Нортумбрии и стихотворение религиозного содержания на каменном Рутвельском кресте в Шотландии. В соответствии с фонетическими особенностями ингвеонских диалектов число рун у англосаксов было увеличено сначала до 28. Такое количество рун засвидетельствовано, в частности, в рукописи 7 в., так называемом «Зальцбургском кодексе» (« Codex Salisburgiensis »), №140) .

Руны являются самым поздним и фактически единственным "языческим", "доцивилизованным" алфавитом Европы, находящимся вплоть до сего дня в относительно устойчивом и широком употреблении. Три основных алфавита, унаследованных европейской цивилизацией и явившихся краеугольными корнями ее культуры – латинский, греческий и кириллический,– практически исчерпывают все многообразие той символической структуры, которая позволяет обитателям континента выражать свои мысли, накапливать информацию и обмениваться ею.

Алфавит делился на три рода ( Ættir - эттир, Ætt - атт), по 8 рун в каждом. В первый эттир входили руны f, u, þ, a, r, k, g, w . Во второй - h, n, i, j, é (ih-wh), p, R (z), s . В третий эттир входили руны t, b, e, m, l, ŋ, d, o .

Каждая руна имела своё название. Первоначальные названия рун не сохранились, но вот их предположительные названия, восстановленные из названий рун в более поздних алфавитах .

Направление письма - слева направо, но в ранних надписях встречается ( способ письма, при котором направление письма чередуется в зависимости от чётности строки, то есть если первая строка пишется справа налево, то вторая - слева направо, третья - снова справа налево и т.д .). Так, на копье из надпись читается справа налево, причём сами руны также повёрнуты в обратную сторону. Слова разделялись с помощью точки, двоеточия или креста.

Каждая руна имела имя, т.е. не только передавала тот или иной звук, но и являлась знаком, соотнесенным с определенным содержанием, иначе говоря, могла употребляться как в фонетическом, так и в символическом значении. Каждая руна, подобно греческой или еврейской букве, является символическим хранилищем неких знаний и понятий. Особая связь каждой руны с определенным предметом или свойством позволяет, составляя комбинации рунических знаков, описать или исследовать каждый из аспектов мироздания. При составлении подобных комбинаций руна выступает как инструмент познания, а если рассматривать ее в качестве символа, то она является аналогом реальности.

Названия рун, известные из более поздних источников (мнемонических рунических стихов), позволяют составить представление о символической роли, а отсюда и о возможном вменении отдельных знаков: f - * fehu (друн-исл. f é ) «богатство», j - * jara (друн-исл.á r ) «урожай», n - nau ð «нужда», k - kaun «язва», m - ma ð r «муж» и т. п. Так, трижды повторенное сочетание рун g и а , нанесенное на древко найденного в болоте копья (Крагехуль, о. Фюн, нач. VI в.), видимо, означало, что брошенное в болото копье было принесено в дар германским богам-асам: руна g называлась «дар», руна а - «ас».

Знанием рун владели немногие, прежде всего, по-видимому, жрецы, они же мастера рунического письма. Применение рун, почти всецело ограниченное рамками магии и ритуала, было связано с сакрализацией письма .

Язык древнейших рунических надписей - промежуточное звено между германским языком-основой, формы которого можно только реконструировать, и языками древнейших письменных памятников различных германских народностей. Рунология как самостоятельная научная дисциплина зародилась в 70-е гг. 19 в. Ее основоположником был датский ученый Людвиг Виммер. Очень большой вклад в развитие рунологии внесли норвежские ученые Суфюс Бугге и Магнус Ульсен, шведские ученые Отто фон Фрисен, Элиас Вессен и ряд других исследователей. И если, несмотря на усилия рунологов, ряд надписей до сих пор не расшифрован, а интерпретация многих спорна, это объясняется сложностью материала и его фрагментарностью. Для расшифровки надписей необходимо привлекать данные смежных наук. Как сформулировал это рунолог Карл Марстрандер, «рунология - это палеография, лингвистика, археология и мифология». Действительно, нередко лексическое значение слова какой-либо рунической надписи понятно, но какую функцию выполнял этот текст, остается загадкой .

Не вполне ясно и происхождение рунического алфавита. Некоторые руны обнаруживают явное сходство с буквами латинского алфавита, другие - греческого. Поэтому одни ученые пытались вывести рунический алфавит из латинского, другие - из греческого. В середине 19 в. была впервые высказана мысль о происхождении рун из одного из североиталийских алфавитов. Согласно этой гипотезе, руны, возникнув на севере Италии во 2–3 вв., были затем переняты самыми южными из западногерманских племен и постепенно распространились на север, переходя от одного германского племени к другому. Эта гипотеза имеет в настоящее время наибольшее число сторонников. Правда, некоторые руны не имеют прототипов ни в одном из североиталийских алфавитов; загадкой остается и алфавитный порядок рун.

Руническое письмо было одним из важнейших культурных завоеваний германских племен на заре эпохи Великого переселения народов. Однако в силу своего преимущественно культового назначения оно не могло получить и не получило значительного распространения.

"...с известным основанием можно утверждать, что вплоть до настоящего времени не удалось истолковать ни одну руническую надпись. В ряде случаев мы в состоянии определить текст надписи, но одновременно мы должны... признать, что данный текст является лишь скорлупой, за которой скрывается неведомое нам ядро"

Карл Марстрандер

Литература:

    Древние германцы и их языки // Введение в германскую филологию/ Соловьева Л. Н. - М.:Высшая школа, 1980. - cc. 7-27 ;

    Enoksen , Lars Magnar . Runor . Historie , Tydning , Tolkning . - Lund : Historiske Media , 1999;

    Предвестники викингов. Северная Европа в I-VIII веках/ Хлевов А. А. – СПб.: "Евразия", 2002;

    Алфавит/ Дирингер Дэвид - М.: Издательство Иностранной Литературы, 1963. - С. 579-599.;

    Письмена мёртвые и живые/ Кондратов Алексей - СПб: Азбука-Классика/Авалон, 2007. - С. 186-187. - 256 с.

Похожие публикации