Строительный портал - Kraska-yug

Работы зоологии. Профессия, в которой есть все

Название профессии происходит от греческих слов «животное» и «учение». Другими словами это наука о животных и мире, в котором они живут. Первые знания о зоологии мы получаем уже в школе в 7 классе на уроках биологии. На этом этапе изучение проходит на базе школьного уголка природы или пришкольного участка. Но уже тогда формируются такие качества как наблюдательность, тренируется память, физическая выносливость, воспитывается любовь к природе и животным.

Зоолог - полная открытий профессия

Зоолог это очень интересная и полная открытий профессия. Она тесно переплетается с другими науками. Специалист должен иметь знания и в области анатомии, физиологии животных, генетике, зоогигиене и ветакушерстве. Люди, посвятившие себя этой профессии, находятся постоянно в разъездах, изучая живую природу в ее естественных условиях и в лаборатории. Являются своего рода экспертами в вопросах правильного содержания и разведения домашних и диких животных. Принимают активное участие в разработке законов об охране окружающей среды, изучают популяцию исчезающих видов животных.

Востребованность профессии зоолог

На сегодняшний день профессия зоолог не очень востребована. В эту профессию в основном идут люди увлеченные своим делом. В целом популярность профессии складывается из оплаты труда, которая на сегодняшний день составляет в среднем 7000 руб. Но, при всем, при этом нельзя не видеть в этой профессии очевидных плюсов. Общение с живой природой делает человека добрее, настраивает на позитив, человек испытывает чувство удовлетворения, состоятельности и значимости совершая какое либо открытие.

Зоологи в науке

Чуть ли не половину своего рабочего времени зоологи проводят и в лабораториях, изучая поведение животных и растения, осуществляя клинические исследования. Знания об особенностях развития растений животных и насекомых широко применяются в сельском хозяйстве, в медицине, агрономии, фармакологии.

Местом работы зоолога может быть: исследовательский институт, заповедник, зоопарк, медицинский центр.

Наука зоология имеет очень большую историю становления и большой потенциал развития только в 2012 году стали известны миру такие зоологические открытия:

  • На островах Мадагаскара найден вид мельчайших рептилий (хамелеонов) размером со спичечную головку,
  • Зоологи объяснили появление полосок у зебры,
  • В ходе ряда экспериментов было установлено, что собаки умнее шимпанзе,
  • Касатки могут разрушить современные морские экосистемы.

А сколько еще неизведанного на нашей Земле!

Таким образом, можно сделать вывод, что профессия зоолог очень интересна, увлекательна и напрямую связана с жизнедеятельностью людей на планете.

За время своего существования с 1865 г. кафедра зоологии своей педагогической деятельностью способствовала подготовке в стенах академии многих тысяч специалистов различных отраслей сельского хозяйства страны и внесла своей научной работой существенный вклад в развитие сельскохозяйственной зоологии. Первым профессором и заведующим кафедрой общей и сельскохозяйственной зоологии и сравнительной анатомии (1865-1867) был известный зоолог, анатом и физиолог Я.А. Борзенков – ученик К. Рулье. В разное время кафедрой заведовали профессора: К.Э. Линдеман (1867-1894); Н.М. Кулагин (1894-1940); А.А Парамонов (1940-1948); Н.И. Нуждин (1949-1952); И.И. Соколовская (1952-1956); Б.А. Кузнецов (1956-1979); доцент Л.В. Жирнов (1979-1985); профессор В.А. Александров (1986-2000). С 2000 г. и по настоящее время кафедрой заведует профессор Г.И. Блохин.

Кафедра является организационным центром в области прикладной зоологии. Основы этого были заложены еще Я.А. Борзенковым, его магистерская диссертация называлась "Из истории развития яйца и яичника у курицы". Его учеником и преемником К.Э. Линдеманом были начаты исследования по сельскохозяйственной и лесной энтомологии – заложены основы целой школы энтомологов.

Наиболее обширна и плодотворна на этом поприще деятельность академика Н.М. Кулагина и заслуженного деятеля науки РСФСР, профессора Б.А. Кузнецова. Для рассматриваемого этапа развития российской зоологии характерно усиление прикладных и педагогических аспектов науки, что нашло отражение и в научных исследованиях сотрудников кафедры. Прикладная тематика охватывает проблемы охраны природы, акклиматизации животных, разработку научных основ рационального рыболовства (включая рыборазведение) и охотничьего промысла, пчеловодства, шелководства и т.д.

Под руководством акад. Н.М. Кулагина, который заведовал кафедрой с 1894 до 1940 гг., большое внимание уделялось вопросам охраны природы. С 1919 г. Н.М. Кулагин также возглавлял Комитет по охране памятников природы при Наркомпросе РСФСР, с 1923 г. - секцию охраны природы Госплана РСФСР, с 1925 г. - Государственный комитет по охране природы, в 30-х гг. был членом Комитета по заповедникам. Он является автором более 300 научных работ. Впервые на научную основу было поставлено изучение вопросов пчеловодства, рыбоводства, пушного дела, борьбы с вредителями сельского хозяйства, охраны и акклиматизации промысловых животных, охраны редких и исчезающих видов животных и причин их вымирания. В 1913 г. при тогдашнем Московском сельскохозяйственном институте было образовано отделение "Рыбоведение", которое возглавил профессор Н.М. Кулагин. В 1923 г. отделение преобразуется в рыбохозяйственный факультет МСХА им. К.А.Тимирязева. В 1930 г. на базе этого факультета был создан Московский технический институт рыбной промышленности и хозяйства. Николай Михайлович Кулагин был одним из основоположников высшего образования по пчеловодству и в течение четырех десятилетий возглавлял пчеловодство нашей страны.

В период 1949-1952 гг. кафедрой зоологии заведовал профессор Н. И. Нуждин. В 1952-1956 гг. - профессор И. И. Соколовская.

Более 20 лет (1956-1979) кафедру возглавлял известный зоолог Б.А. Кузнецов. Была расширена тематика: помимо работ по фаунистике, систематике, зоогеографии, велись работы по охотоведению, дичеразведению, звероводству, товароведению пушно-мехового сырья, был организован факультетский курс звероводства для подготовки специалистов-звероводов. Б.А. Кузнецов является автором более 250 печатных работ, в том числе учебников по зоологии, биологии, учебных пособий по зоологии и кролиководству, монографий, определителей и фаунистических сводок. Он создал целую школу зоологов, внесших заметный вклад в развитие различных направлений зоологии, в том числе и прикладных. В разные годы на кафедре работали и работают его ученики – доцент Л.Н. Катонова, профессора Александров В.А., Блохин Г.И., Петрашов В.В., Рожнов В.В.

В 1979 г. кафедру возглавил доцент Жирнов Л.В. Основное направление работы – изучение биологии и охрана копытных аридных зон Евразии.

С 1986-2000 гг. кафедрой заведовал профессор Александров В.А. Была начата подготовка студентов по специализациям «Зоокультура», «Кинология», «Фелинология».

С 2000 г. кафедрой заведует профессор Блохин Г.И. В 2000 г. начата подготовка студентов по специальности «Биология», специализации «Охотоведение».
В настоящее время на кафедре работают четыре профессора, десять доцентов, два старших преподавателя и пять ассистента, а также заведующий музеем и лаборанты.
На кафедре читаются лекции и проводятся лабораторно-практические и семинарские занятия со студентами различных факультетов по зоологии, биологии, охране природы, а также по другим курсам и различным дисциплинам открытых на кафедре профилей: охотоведение, зоокультура, кинология, фелинология. Сотрудники кафедры проводят со студентами учебную практику по зоологии, экологии животных и охране природы, где изучают представителей местной и мировой фауны и основные типы экосистем и их функционирование. В учебном процессе активно используются коллекции и экспозиция Зоологического музея им. Н.М. Кулагина.

В научном плане продолжаются работы по теоретическим и практическим проблемам зоологии, в первую очередь связанным с сельским хозяйством. Изучаются вопросы охраны, увеличения численности и рационального использования диких животных; изучение биологии и особенностей разведения диких животных в искусственных условиях, а также вопросы, касающиеся охотоведения, кинологии и фелинологии.

Ведется подготовка бакалавров, магистров и аспирантов.

Кафедра широко сотрудничает с различными организациями – является одним из инициаторов проведения научно-практических конференций: «Животные в городе» (2000, 2002); “Зоокультура и биологические ресурсы» (2004); «Сохранение разнообразия животных и охотничье хозяйство России» (2005, 2007, 2009, 2011) и др.

Блохин Г.И. – руководитель научного комитета XXIX Международного конгресса биологов-охотоведов (Москва, 2009).

Сотрудники кафедры являются авторами учебников и учебных пособий для студентов высших сельскохозяйственных учебных заведений по зоологии, биологии, кинологии, зоокультуре, охотоведению, а также учебных программ и других учебно-методических разработок. Сотрудники кафедры являются авторами ряда монографий и большого числа научных статей по различным направлениям исследований .

Данная статья является полезным информационным источником, прежде всего , перед которыми встал выбор дела всей своей жизни. Мы расскажем, что за профессия зоолог, в чем ее плюсы и минусы, разберем, как стать таким специалистом. И ответим та такой вопрос «зоолог кто это такой?». Но для начала хотим дать точное определение профессии, которое взяли из википедии.

Зоолог – это человек, который прошел специальное обучение, производит деятельность, связанную с изучением животного мира, в том числе и популяции человека.

Кому подходит профессия

Профессия «зоолог», прекрасно подойдет тем людям, которым нравится наблюдать за животными, изучать их повадки, заботиться о них. В детстве каждый второй ребенок мечтал последовать тропой такого специалиста, так как в юном возрасте тема животных нам гораздо ближе. И лишь единицы, достигнув порога зрелости, остаются верными своим мечтам.

Именно такие люди становятся успешными и известными специалистами в своей сфере.

Чем занимается зоолог

Стоит особое внимание уделить тому, чем занимается данный специалист и что входит в перечень его обязанностей.

Но прежде отметим, что специалисты-зоологи делятся на две категории:

  1. Осуществляет наблюдение и изучение всех видов беспозвоночных животных, исследует их среду обитания и какова их популяция.
  2. Изучают сферу позвоночных животных, весь цикл их жизни, размножения.

Но у каждой из двух групп, профессиональные обязанности остаются одинаковыми.

К ним относят следующие пункты:

  • Много времени проводить на природе, наблюдая за животными. Эти наблюдения могут быть как общими, так и запланированными (например, период размножения или миграции);
  • Совершать профессиональную фото или видео съемку, а так же диктофонную запись при наблюдении за обитателями лесов, полей и водоемов;
  • Производить обработку и анализ собранной информации, основываясь на собственные знания, а так же прибегая к лабораторному оборудованию;
  • Пишет отчеты для семинаров и симпозиумов. Очень часто зоологам принадлежат серьезные открытия, которыми они делятся с миром.

Какие знания необходимы специалисту?

Профессиональный зоолог, прошедший обучение и получивший опытную практику, должен владеть следующими знаниями:

  • Отлично знать анатомию всех видов изучаемых животных;
  • Понимать их физиологию;
  • На отлично знать такие предметы, как зоология и зоогигиена;
  • В его арсенале должны присутствовать познания ветеринарии, генетики и даже акушерства.
  • А так же владение знаний по охране и технике безопасности.

Как видите, требования достаточно высокие, но для тех, кто выбирал по душе, это все го лишь путь к достижению роста.

Качества личности для зоолога

Как и любая профессиональная среда, зоология принимает в свои ряды только профпригодных кандидатов.

А именно, человек должен соответствовать определенным качествам, которые дани ему при рождении:

  • Любить и природу;
  • Быть наблюдательным и внимательным;
  • Обладать мобильностью;
  • Иметь пытливый ум;
  • Стремиться к новым открытиям;
  • Любить учиться и совершенствоваться;
  • Обладать самодисциплиной и усидчивостью.

Плюсы и минусы профессии

В данном разделе хотелось бы дать описание плюсов и минусов профессии «зоолог», что бы молодое поколение имело полное представление о том, с чем приходится сталкиваться.

Начнем с положительных сторон, к ним относится:

  • Нет привязанности к офису;
  • Много времени проводится на природе;
  • Работа, позволяющая совершать открытия;
  • Профессионалы часто посещают различные симпозиумы и конференции, есть возможность обратить на себя внимание.

А теперь к «обратной стороне медали», какие же минусы.

  • Часто случается, что рабочий день ненормируемый;
  • Иногда приходится ночевать в лесу или поле, проводя наблюдения;
  • У людей, склонных к аллергии, возможны осложнения со здоровьем;
  • Достаточно невысокая оплата труда.

Подведем итоги

Основываясь на выше представленной информации, можно убедительно сказать, что нам удалось приоткрыть завесу и рассказать, что за профессия зоолог, кому она подходит, какие у нее плюсы и минусы. И мы ответили на вопрос «зоолог кто это такой?».

В ней есть все – и приключения, и романтика дальних странствий, и изысканная тонкость исследования, и момент открытия – ощущение более острое, чем даже любовь, и красота, и союз друзей, объединенных единой целью, и несуразные веселые ситуации. Не бывает таких профессий?

ЗООЛОГИЯ. Для меня – один из ее разделов, орнитология. Я изучаю птиц.

Мой путь как зоолога начался… странно… С детства я хотела заниматься вирусологией, ходила на кружок микробиологии, целыми днями пропадала в Институте микробиологии и вирусологии им. Д.К. Заболотного (г. Киев), и совершенно ожидаемо поступила на биофак Киевского университета имени Тараса Шевченко – на вирусологию.

Все изменила студенческая полевая практика в Каневском природном заповеднике. Вместо лаборатории – синева неба и роскошь леса, вместо пробирок – бинокль и полевой дневник. И бесконечное разнообразие растений и животных – здесь, вот, рядом – предстало передо мной. Я просто заболела заповедником. Вспомнились детские мечты, навеянные фильмами цикла «Тропой бескорыстной любви», фотоаппарат сам просился в руки… Когда я писала заявление о переводе с престижной кафедры вирусологии на зоологию, на меня смотрели с недоумением. Но это было неважно. Я! стала! зоологом!

Почему-то зоологию вообще и орнитологию в частности считают чем-то старомодным и непрестижным (ну, кроме бердвотчерства, которое тоже вроде как игра, хобби, типа кроссвордов). Но если разобраться, зоологические исследования, хоть и не нуждаются в андронных коллайдерах или на худой конец в супер-лабораториях, а мои инструменты – по-прежнему бинокль и полевой дневник, с добавлением, правда, диктофона и ноутбука, исследования эти дают вполне значимые результаты.

Да, может воочию увидеть Ее Величество Эволюцию – исследования разделения подвидов, изучение дифференциации диалектов песни птиц позволяют увидеть, как из единой системы сначала выделяются подсистемы, а потом образуются и вовсе отдельные новые системы. И все это описывается языком математики (а говорят – зоология наука не точная), а затем, с уже разработанным математическим аппаратом, можно провести параллели с лингвистикой…

А еще зоолог держит в руках будущее разнообразия мира. Ведь именно знание состояния разных видов живых существ позволяет предсказать поведение самой сложной системы в мире – биосферы. А контроль (мониторинг) состояния отдельных видов позволяет проследить, хорошо ли им, и прийти на помощь тем, кто не может защитить себя – спасти от вымирания целые виды.

А еще… впрочем, это – бесконечная история.

Лучше о том, как работают орнитологи.

Весна. Миграция (прилет птиц). Наблюдения по всем окрестностям.

Конец весны — начало лета. Гнездование. Птицы поют – записываем песни для изучения песенных диалектов. Катаемся по всей Украине.

Середина лета. Аистята подрастают. Программа мониторинга популяции белого аиста в Украине. Катаемся по пробным площадкам по всей Украине.

Конец лета – осень. Миграция (птицы улетают). Наблюдения по окрестностям.

Зима. Зимовка птиц. И снова наблюдаем.

А в промежутках – обрабатываем данные, анализируем, пишем статьи, ездим на конференции, работаем со школьниками. Жизнь – огонь. Уставать некогда.

… А я уже больше 20 лет работаю в заповеднике. И знаете – счастлива. Ни одна профессия не дала бы мне такой полноты жизни. Зоология – это чудо.


×

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Похожие публикации