Строительный портал - Kraska-yug

Самые известные скульптуры Шемякина (5 фото). Биография Михаил шемякин картины из мусора

Чем мне особенно нравится Музей русского импрессионизма, так это - открытием незнакомых ранее имён русских художников. И вот снова, вслед за выставками Арнольда Лаховского и Елены Киселевой, музей представляет художника-импрессиониста первой половины XX века - Михаила Федоровича Шемякина. Выставка так и называется "Михаил Шемякин. Совсем другой художник", и этот другой Шемякин имеет свой оригинальный взгляд и свой запоминающийся стиль. Имя и творчество московского художника М.Ф. Шемякина не так широко известно, между тем произведения его хранятся и в Государственной Третьяковской галерее, и в Русском музее, и во многих музеях провинциальных городов.

На выставке представлены более пятидесяти работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Некоторые произведения экспонируются впервые, например портрет знаменитого деда художника - фабриканта Алексея Абрикосова.

Портрет был так похож, что вошедший утром в кабинет Абрикосова истопник с вязанкой дров в первую минуту попятился, сказав: "Извините, Алексей Иванович, я не знал, что вы встали".


Михаил Шемякин. Портрет А.И. Абрикосова,1902. Государственная Третьяковская галерея

Михаил Шемякин (1875-1944) родился в семье фабриканта Фёдора Михайловича Шемякина. Способность к рисованию Миша унаследовал от деда по отцовской линии, художника-самоучки. Мальчик рос болезненным и учился дома, а когда поступил в гимназию, делал успехи только в чмстописании и рисовании под руководством выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества Александра Артемьева, в дальнейшем - артиста Московского художественного театра. Затем учился у Валентина Серова и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Мастерство рисовальщика Шемякин отточил в Мюнхене, в студии Антона Ажбе. Но даже после этого вернулся в мастерскую к Серову, проводившему занятия вместе с Константином Коровиным.
Экспозиция открывается галереей портретов музыкантов и членов семьи художника на З-м этаже.

В 1901 году художник женился на своей сокурснице Людмиле Гржимали, дочери известного в Москве чешского скрипача Ивана Войтеховича Гржимали. Людмила Ивановна Шемякина-Гржимали (1875-1932) - дочь чешского скрипача Ивана Гржимали, внучка чешского скрипача и композитора Фердинанда Лауба училась в Московском училище живописи ваяния и зодчества. Из-за болезни глаз и заботы о детях рано оставила живопись.


Портрет жены художника, 1911. Холст, масло. Тульское музейное объединение

Долгие годы Михаил Шемякин жил в квартире тестя, располагавшейся прямо в правом крыле Московской консерватории. В гостиной мастер не раз писал своих родственников-музыкантов и их друзей, часто бывавших в гостеприимной семье.
Портретам музыкантов, среди которых тесть художника Иван Гржимали, композитор Александр Гедике, скрипач Франтишек Ондржичек, виолончелистка Анна Любошиц, русская оперная певица, солистка Большого театра Надежда Салина, отведено центральное место на выставке.

Шемякинские женские портреты поэтичны и воздушны, особенно хороша "Дама в светлом" - портрет сестры Людмилы Шемякиной, Анны Егоровой.


Портрет Надежды Салиной, 1925. Холст, масло. Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина
Дама в светлом. Портрет А.И. Егоровой, 1909. Холст, масло. Нижнетагильский музей изобразительных искусств



Женский портрет, 1900-е. Холст, масло. Частное собрание, Москва

Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950) - русская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог. Солистка Большого и Мариинского театров. Профессор московской консерватории.


Портрет Антонины Неждановой, 1934. Холст, масло. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина



Портрет виолончелистки Анны Любошиц, 1907. Холст, масло. Государственный русский музей



Чешский квартет, 1912. Картон, масло. Государственный мемориальный музей-заповедник П.И. Чайковского, Клин

Отдельным блоком представлена серия семейных портретов. Михаил Шемякин любил писать свою жену Людмилу Гржимали, сыновей Федора и Михаила (в будущем тоже художника).


Мать с ребёнком, 1908. Фанера, масло. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
Справа - Автопортрет с сыном, 1905. Картон, масло

На выставке - три натюрморта с изображением любимых художником гиацинтов, которые всегда появлялись в доме Гржимали-Шемякиных под Новый год. По чешской традиции дома на Рождество было принято украшать этими цветами. Плетеная корзинка с гиацинтами в горшочках, которую изобразил мастер в картине "Гиацинты у ёлки", в своё время была подарена И.В. Гржимали Львом Толстым.


Мать и дитя на солнце, 1907. Холст, масло. Государственный русский музей

На втором этаже экспозиция продолжается живописью и графикой разных лет.


Женский портрет. Около 1910. Холст, масло. Нижнетагильский музей изобразительных искусст



Гиацинты ночью, 1912. Картон, масло. Музей русского импрессионизма

Из Беларуси привезли редкий портрет выдающегося интеллектуала, философа Николая Бердяева.


Мужской портрет, 1905. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Александр Фёдорович Гедике (Гёдике, 1877-1957) - композитор, пианист, педагог, основатель советской органной школы.


Александр Гедике за роялем, 1927. Бумага, уголь. Всеросийское музейное объединение музыкальной культуры им. М.И. Глинки

Сергей Дмитриевич Разумовский (настоящая фамилия Махалов, 1864-1942) - драматург, поэт, беллетрист, один из основателей литературного кружка "Среда".


Портрет драматурга Сергея Разумовского, 1938. Бумага, уголь. Нижнетагильский музей изобразительных искусств


Особенно привлекательными получались у художника образы натурщиц.

Три года Шемякин работал в мастерской Серова и писал одних и тех же моделей, чаще других - Веру Калашникову, передавая тонкие оттенки всего тремя красками: чёрной жжёной костью, охрой и белилами.


Натурщица. В мастерской Валентина Серова, 1903. Холст, масло. Рязанский государственный художественный музей им. И.П. Пожалостина

Своим первым этюдом Веры мастер был недоволен: в сердцах он бросил картонку в угол мастерской, где та пролежала почти 20 лет, пока её не нашел Аполлинарий Васнецов. Этюд так понравился художнику, что он повесил его над кроватью.

Спустя год Михаил Шемякин предпринял еще одну попытку изобразить Веру Ивановну. Рисунок получился необыкновенно тонким, за что живописец заслужил одобрение от очень скупого на похвалы Валентина Серова, а Константин Коровин не скрывал восторга: "Рафаэль!"


Модель в мастерской Валентина Серова, 1904. Холст, масло. Собрание Татьяны Кардашевой

Ее выразительные серо-зеленые глаза и копна темных, уложенных в высокую прическу волос моментально узнаются и притягивают взгляд.


Натурщица,1905. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь



Голова натурщицы, 1904. Картон. масло. Государственный русский музей



Пионеры на отдыхе, 1929. Холст, масло. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Косец, 1928. Холст, масло. Тюменское музейно-просветительское объединение



Натюрморт с сиренью, 1930-е. Холст, масло. Музей русского импрессионизма

Помимо портретов музыкантов и натурщиц, Шемякин писал и портреты характерные, например портрет московского извозчика.


Московский извозчик. 1910. Холст, масло. Тульский музей изобразительных искусств



Девочка в матроске (Сонечка), 1910. Холст, масло. Музей русского импрессионизма



Катя, 1939. Холст, масло. Частное собрание, Москва



Катя в зелёном платье, 1937. Холст, масло. Частное собрание, Москва

На первом этаже завершают выставку девушки и цветы...


Вянущие гиацинты, 1910. Картон, масло. Тульское музейное объединение

Представляю Вашему вниманию материал о Михаиле Шемякине.Здесь его биография, несколько фильмов и три ролика балета Щелкунчик в постановке Шемякина.

Его отец, Михаил Петрович Шемякин, происходил из черкесского (кабардинского) рода Кардановых. Он рано осиротел и фамилию Шемякин получил от своего отчима, офицера Белой гвардии Шемякина, точно так же, как и русское имя Михаил взамен данного при рождении — Файзулла. Приемный отец скоро сгинул на полях Гражданской войны, а юный Михаил Шемякин (старший) стал красноармейским сыном полка, в 13 лет получил один из первых орденов Красного Знамени, всю жизнь звался Шемякиным и всегда гордился, что принадлежит к кабардинскому роду Кардановых.

Мать — актриса Юлия Николаевна Предтеченская.

Большая часть его детства прошла в оккупированной Восточной Германии, а затем в ГДР. В 1957 году 14-летний Михаил вернулся обратно в СССР, в Ленинград. Он был принят в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где учился с 1957 по 1961 год. Был отчислен за эстетическое развращение однокурсников.

С 1959 по 1971 год он работает в качестве лаборанта, исполняя различного рода работу. Его также подвергают принудительному лечению в клинике для душевнобольных в течение трёх лет и выписывают в состоянии средней тяжести, когда огромными усилиями медицинских специалистов была восстановлена пусть и условная, но дееспособность. Работает такелажником в Эрмитаже.

В 1971 году выслан из СССР. Сначала жил в Париже, затем в США, с 1981 года — в Нью-Йорке, с 1991 — в Клавераке (en:Claverack, New York), штат Нью-Йорк. Въехать обратно в СССР Михаилу Шемякину разрешили только в 1989 году, после 18 лет изгнания. Михаил Михайлович создал Институт философии и психологии творчества в городе Хадсон (США).

В 2007 году Шемякин вновь вернулся во Францию, где поселился недалеко от города Шатору.

Периодически работает в Санкт-Петербурге.

Сейчас Шемякин работает над полнометражным мультфильмом «Гофманиада» вместе со студией «Союзмультфильм».


Личная жизнь

Шемякин дважды женат. Первая жена — Ребекка, от которой у него есть дочь — Доротея, художница, живет в Греции.

В настоящее время жена — Сара Кэй (американка)

Замок ХV века Михаила Шемякина во Франции

В отечественном искусстве наметилась новая тенденция. Художники покидают городские квартиры и отправляются в Европу за поиском нового жилища. Как правило, им становится большой замок на окраине города - огромное пространство для свободного творчества, а стоит дешевле, чем квартира в Москве. Михаил Шемякин и его супруга Сара показали свой дворец и рассказали о новом веянии.

«Дешевле, чем квартира в Москве»

Замок ХV века Михаила Шемякина во Франции.



- Долго вы этот замок во французской глубинке искали?

15 лет. Чего только не посмотрели за это время! Помню, понравился замок Луи Де Фюнеса. Приехали, снаружи впечатление - просто громадный, а внутри - такой маленький! Сколько за него просили, уже и не вспомню, но мало - тут замки дешевле, чем квартира в Москве. И кому сегодня вообще нужен замок?

- Вам, например.

Я - художник. Если бы мы нашли приличную пустующую фабрику, я, быть может, с большей охотой купил бы ее. Но французы не строили фабрики далеко от города. А мне хотелось уединения.

- Часто замки продаются в ужасном состоянии. Вам еще повезло...

Обычно, если покупаешь замок, допустим, за миллион долларов, еще миллионов пять нужно вложить только для того, чтобы в него можно было въехать - крыши разрушены, стены в трещинах.

- Сара: Знаете, что говорят о замках? Что для их владельцев есть два счастливых дня в жизни - день покупки и день продажи.

- Михаил: Конечно, мы вложили какие-то деньги - например, почти полностью поменяли электропроводку. Мы первое время, когда приезжали сюда, жили в отеле. Утром приходили в замок, включали фонарики. Даже воды тут не было. Кругом висели провода, и мы понимали: вспыхнуть может в любой момент. Один пожар в Америке мы уже пережили (в Клавераке, имении Шемякина в двух часах от Нью-Йорка, пожар случился из-за старой проводки. - Прим.)... Да вы угощайтесь - вот сыр, варенье, чай, сахар берите...

Михаил Михайлович Шемякин

  • Родился 4 мая 1943 года в Москве в семье военного и актрисы, детство провел в Восточной Германии.
  • В 1957 году вернулся в СССР, поступил в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина в Ленинграде.
  • В 1961 году был отчислен за «эстетическое развращение» однокурсников. Принудительно лечился в клинике для душевнобольных.
  • В 1971 году был лишен гражданства и выслан из СССР. 10 лет жил во Франции, потом переехал в США.
  • В 1985 году познакомился с Сарой де Кей, которая стала его второй женой. От первого брака с художницей Ребеккой Модлен есть дочь Доротея, 46 лет, живет во Франции.
  • 4 ноября 2009 года получил орден Дружбы из рук Дмитрия Медведева.

Михаил Шемякин у Гордона.

Награды

Госпремия РФ 1993 год.
Президентская премия 1997 год.
премия «Петрополь» 2001 год.
Орден Дружбы 4 ноября 2009.

Работы
Голова сфинкса (часть мемориала «Жертвам политических репрессий»)
Монументальные
«Кибела», бронза; до октября 2006 года находилась на Prince Street в районе СоХо, Нью-Йорк, США
«Казанова»; Венеция
Памятник Петру I в Петропавловской крепости, Санкт-Петербург, 1991
Мемориал «Жертвам политических репрессий», Петербург
«Дети — жертвы пороков взрослых»; Москва

Телевизионные проекты

«Воображаемый музей М. Шемякина» — цикл передач на канале «Культура» представляющий собой визуальные лекции об истории искусств.

Михаил Шемякин и Оскар Рабин.


Персональные выставки

Выставка живописи в 1994 году в галерее «Дом Нащокина» (Москва, Воротниковский пер. 12).
Выставка скульптуры в 1995 году в галерее «Дом Нащокина» (Москва, Воротниковский пер. 12).

Совместные выставки

В период с 1981—1982 в Нью Йорке несколько совместных выставок с киевским художником Александром Костецким.

Шемякин и Высоцкий

Михаил Шемякин и Владимир Высоцкий познакомились в Париже (благодаря Михаилу Барышникову) и навсегда остались друзьями. Высоцкий посвящал Шемякину свои песни, тот, в свою очередь, рисовал иллюстрации к произведениям Владимира Семёновича, а после его смерти создал памятник поэту, установленный в Самаре.

Необходимо также отметить, что песни в исполнении Высоцкого пытались записывать многие, но из профессиональных записей Владимира Высоцкого ни одна не может соперничать с коллекцией Шемякина по объёму, чистоте звучания, исключительному подбору песен.

Эти записи уникальны тем, что Высоцкий пел не для пластинки, а для близкого друга, чьё мнение он так ценил. Записи сделаны в Париже в 1975—1980 годы в студии Михаила Шемякина. Аккомпанировал Высоцкому на второй гитаре Константин Казанский. Записи были изданы только в 1987 году, после обработки в Нью-Йорке Михаилом Либерманом. Серия включает в себя 7 пластинок.

Щелкунчик в постановке Шемякина.Михаил Шемякин выступил не только в роли режисера-постановщика, но и сценографа, декоратора, бутафора и даже либреттиста.

Nutcracker M.Shemiakin.1 аcт

Nutcracker M.Shemiakin.2 аcт, 2 part Потрясающе!

Nutcracker M.Shemiakin.2 аcт, 3 part

Жизнь замечательных людей.

Фото-Гугль картинки по запросу.

Михаил Шемякин - (Shemyakin, Mikhail. Род. 1943 г.), российский и американский живописец, график, скульптор. Лауреат Государственной премии РФ, действительный член Нью-Йоркской академии наук, академик искусств Европы. Родился в Москве в семье офицера. В 1945-1957 гг. семья Шемякина жила в Германии. В 1957-1961 гг. учился в средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина в Ленинграде. Трудился чернорабочим, такелажником. Жил в Ленинграде, в 1971 г. покинул СССР (лишение гражданства), обосновался в Париже. Сквозной темой его искусства, соединившего в себе черты символизма и сюрреализма, стал карнавал - как категория не только житейского, но и космического порядка. Насильственно загонявшееся в подполье на родине, с переездом за рубеж его творчество обретает новую масштабность. Начиная с "Классической испанской эпиграммы" 1971 г., художник неоднократно выступал и как график-иллюстратор (рисунки к прозе Ю. Мамлеева и поэзии М. Юппа). Особую популярность завоевали его графические листы по мотивам стихов и песен В. Высоцкого (1980-е гг.), с которым Шемякина связывала тесная дружба. В Париже приобрел известность. В 1974 г. впервые был показан его акварельный цикл "Петербургский карнавал", принесший ему мировую славу. С 1981 г. живет в Нью-Йорке. В 1989 г., приняв американское гражданство, он поселился в небольшом городке Клаверак (с 1991 г.), в окрестностях Нью-Йорка. Все эти годы его работы выставлялись в Европе, США, Бразилии, Японии, Гонконге. Возвращение искусства Шемякина в Россию началось в 1989 г., когда в Москве и Ленинграде прошли его персональные выставки. В 1990-е годы персональные выставки Шемякина проходили в Третьяковской галерее, в галерее "Дом Нащокина" в Москве, в Эрмитаже и в Манеже в Санкт-Петербурге. В 1980-1990-е гг. Шемякин все чаще обращается и к скульптуре, создавая "метафизические" рельефы, иронически-карнавальную мелкую пластику. Для Санкт-Петербурга Шемякин сделал несколько памятникамов. На набережной Робеспьера стоят его двуликие "Сфинксы" как дань памяти всем репрессированным. На кладбище Сампсониевского монастыря воздвигнут памятник Архитекторам-Первостроителям Петербурга. И, наконец, памятник Петру I, который находится на территории Петропавловской крепости. Памятники стали неотъемлемой частью города и органично вплелись в его архитектурно-художественную ткань. Работы Шемякина находятся в постоянной коллекции многочисленных музеев, в том числе "Метрополитен" (Нью-Йорк), Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Музей современного искусства (Париж), Яд Вашем и Музей современного искусства (Тель-Авив). Памятники и скульптурные композиции М. Шемякина установлены в Нью-Йорке ("Кибела: Богиня Плодородия"), Париже ("Карнавал Санкт-Петербурга"), Венеции (памятник Д. Казанове и монумент "В память 200-летия со дня смерти Казановы"). Он также автор надгробия артисту Савелию Крамарову в Сан-Франциско и памятника Маневичу на Петербургском кладбище. В 1999 г. в центре университетского корпуса в г. Хемстед (штат Нью-Йорк, США) открыт памятник профессору университета Хофстру Юкеру "Диалог Платона с Сократом", а в 2001 г. - памятник Петру I в Лондоне в честь 300-летия Великого посольства. В 2001 г. в Москве был открыт памятник М. Шемякина "Дети - жертвы пороков взрослых". Этот проект задумывался и осуществлялся как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущих поколений. Шемякин стал автором костюмов, масок, декораций для "Щелкунчика" (премьера в Мариинском театре, январь 2001 г.). Художник работает в широком диапазоне техники. Темы его работ также отличаются большим диапазоном: от театральных работ до метафизических исследований. Шемякин работает днем и ночью, часто над несколькими вещами одновременно. Работа поглощает его полностью...

На тему балета И.Стравинского «Весна священная». 1989.

Иллюстрация к «Балаганчику» А.Блока. 1987.

Поэзия танца I

Раскольников и старуха-процентщица

Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Карнавалы Санкт-Петербурга # 05


Петрушка

Крыс с куском сыра. 1999.

Из серии «Прогулка».

Из серии «Прогулка». 1991.

Михаил Шемякин – советский, американский и российский художник, скульптор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации, народный художник Кабардино-Балкарии и Адыгеи, почетный доктор университетов Европы, Америки и России. Вынужденный эмигрировать под угрозой уголовного преследования в начале 1970-х, талантливый недоучка с диагнозом «вялотекущая шизофрения» покорил Европу и Америку, став известнейшим художником современности.

Детство и юность

Родился Михаил Михайлович Шемякин в российской столице в мае 1943 года. У художника кабардинские корни: отец, рано осиротев, получил фамилию Шемякин от отчима. Его родной отец принадлежал к старинному кабардино-балкарскому роду Кардановых. У мамы художника – актрисы Юлии Предтеченской – дворянские корни. Дед Шемякина по матери – выпускник Морского инженерного училища в Кронштадте. По словам художника, его деды «были расстреляны и в вицмундирах похоронены».

Юлия Николаевна, в годы войны переехавшая из родного Ленинграда в Москву и работавшая в Театре на Таганке, родила сына от второго мужа, полковника Шемякина. Вскоре после рождения первенца женщина перебралась к мужу, назначенному комендантом городов Восточной Германии. До 14 лет Михаил Шемякин рос в ГДР.

В 1957-м семья вернулась в Ленинград. Поселились в коммуналке из 38 комнат. Миша с мамой, отцом и тетей жили в одной из комнат. Отец, кадровый военный, мечтал для отпрыска той же судьбы, но Шемякин-младший бредил искусством, чему радовалась мама-актриса. В Германии подросток часами рассматривал альбомы с картинами , и .


Вскоре отец оставил семью и уехал в Краснодарский край, а юного Михаила Шемякина, за ночь нарисовавшего иллюстрации к пушкинской сказке о , зачислили на 2-й курс средней художественной школы при Институте живописи им. .

Проучился Шемякин 4 года: студента отчислили за «эстетическое развращение сокурсников». Михаил щедро делился с коллегами знаниями о западном искусстве, почерпнутыми из запрещенных в Союзе книг. В 1961 году донос в КГБ поставил точку в образовании.


Последовала темная полоса биографии. Чтобы выжить, Михаил Шемякин брался за любую работу: трудился чернорабочим, почтальоном, вахтером, такелажником в Эрмитаже. Ночью копировал полотна старинных мастеров, экспериментировал.

К бывшему однокурснику наведывались друзья, что не нравилось соседям по коммуналке. Последовавший очередной донос в КГБ и вызов «на разговор» окончился для Шемякина скверно: расспросив художника о боге и дьяволе, его отправили в психиатрическую клинику. В медицинской карте появился диагноз: «Вялотекущая шизофрения».


Полгода инъекций и таблеток едва не превратили художника в инвалида. Первая «выставка» работ состоялась в клинике: лечащий доктор Шемякина показал студентам-практикантам иллюстрации пациента к произведениям . Таким образом психиатр «проиллюстрировал» течение шизофрении у подопечного.

Стараниями матери Михаил покинул стены клиники. После «лечения» у него появилась аллергия на краски, ночами мучили кошмарные сны. Два года художник возвращался к нормальной жизни в горах Абхазии.

Живопись

Желание быть поближе к искусству снова привело Михаила Шемякина в Эрмитаж, где он устроился разнорабочим. Трудился в бригаде, где две трети коллег были такими же непризнанными художниками.


В 1962-м состоялась первая выставка картин Шемякина, которую организовал ленинградский журнал «Звезда». С творчеством мастера познакомились , питерская интеллигенция. Спустя 2 года выставку произведений рабочих Эрмитажа устроил директор, за что поплатились все – и руководство, и сами непризнанные художники.

Михаил Шемякин снова остался без работы, пережил несколько обысков, во время которых конфисковали репродукции религиозной тематики, запрещенные книги, письма матери. Безработного грозились выслать из города за тунеядство.


В 1967 году Шемякин организовал художественную группу «Петербург». В тандеме с философом Владимиром Ивановым взялся за поиск новых форм иконописи. 2 года был послушником в мужском Псково-Печерском монастыре. Выставки картин Михаила в стиле андеграунда раздражали и власть, и коллег, творивших в традиционных, дозволенных рамках.

Работами Михаила Шемякина заинтересовались на Западе. Дочь эмигрантов, галеристка Дина Верни, помогла эмигрировать супруге художника, с которой он предварительно развелся. Вскоре за женой и дочерью последовал Шемякин. Его отправили в эмиграцию, не позволив взять даже маленького чемодана с вещами.


В Париже Михаила встретили родные и Верни. Во Франции началась новая жизнь художника, поначалу трудная и на грани нищеты. Друзья помогли найти угол в покинутом бильярдном клубе. Зато Шемякин наслаждался свободой, запоем читал запрещенные книги, изучал западное искусство и рисовал.

Серии работ «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Метафизические головы», «Чрево Парижа» принесли Михаилу Шемякину славу. С картинами российского мастера европейцы познакомились на выставке, организованной дизайнером Жан-Клодом Гобером в середине 1970-х. Заказы, контракты посыпались на мастера как из рога изобилия. Желающие купить его картины выстраивались в очередь.


Вскоре культурная среда Парижа показалась Михаилу Шемякину скучной. Он работал без устали – рисовал, ваял скульптуры, издавал альманах «Аполлон», открывая Западу имена русских авангардистов и импрессионистов. Но Франция все больше «давила» художника мелкобуржуазностью и сытым покоем. Побывав в Нью-Йорке, Шемякин попал в родную стихию: ощутил бешеный темп жизни и попал в гущу мировой творческой мастерской.

В начале 1980-х Михаил Шемякин переехал в США и принял гражданство. Семья предпочла теплую и спокойную Грецию. Первые годы мастер обитал в Сохо, в середине 80-х превратившегося в мекку художественной богемы Нью-Йорка.


Через 8 лет Шемякин приобрел заброшенный замок в двух часах езды от бушующего города, в Клавераке. Разместил в просторных комнатах скульптурную и художественную мастерские. Вскоре он стал действительным членом Нью-Йоркской академии наук и академиком искусств Европы. В России с многогранным творчеством Михаила Шемякина познакомились в конце 1980-х.

Личная жизнь

Первая супруга Ревекка Модлина родом из Ленинграда, художница и скульптор. Брак с Шемякиным был для нее третьим. В 1964 году родила мужу дочь Доротею Шемякину. Дочь пошла по стопам родителей и стала художницей, книжным графиком.


Со второй женой – переводчицей Сарой де Кэй – художник познакомился благодаря дружбе с . Сара переводила американский фильм о советском барде. Ей рекомендовали связаться с другом Высоцкого.


Шрамы на лице и теле Михаила Шемякина, по его словам, стали следствием ожоговой травмы на литейном заводе. Ходят слухи, что художник нанес раны сам под воздействием алкоголя.

Галифе, сапоги и фуражка стали «фирменной» одеждой Шемякина, но он объясняет их ношение бытовыми и физиологическими причинами. Козырек фуражки бережет больные глаза от света, а высокие сапоги защищают от змей, которых немало во французской деревне, где последние 25 лет живет мастер.

Михаил Шемякин сейчас

В России художник и скульптор бывает часто. По его признанию – живет в самолете. В Москве и Санкт-Петербурге осуществляются почти все проекты мэтра. Он оформляет спектакли, организовывает художественные и скульптурные выставки, возводит памятники.


Талант Шемякина многогранный. Памятник работы мастера стоит в Петропавловской крепости. В костюмах, нарисованных художником для балета «Щелкунчик», выступают артисты «Мариинки». Ювелирные изделия, придуманные художником, воплотил ювелирный дом SASONKO.


У Михаила Шемякина, называющего сон неоправданной роскошью, хватает времени рисовать полотна, организовывать музыкальные фестивали, сниматься в телепроектах и даже придумывать елочные игрушки.

В «Инстаграме» есть страница петербургского Центра Михаила Шемякина, где анонсируются мероприятия с его участием.

Награды

  • 1971 – Награжден медалью на конкурсе книги в Венеции за иллюстрации к сборнику «Классическая испанская эпиграмма»
  • 1984 – Удостоен почетной докторской степени Университета Сан-Франциско
  • 1987 – Почетная докторская степень Европейской академии искусств Франции
  • 1989 – Почетная докторская степень Cedar Crest College, Аллентаун, шт. Пенсильвания
  • 1993 – Государственная премия в области литературы и искусства Указом Президента России Б. Ельцина
  • 1994 – Орден «Кавалер искусств и литературы» Министерства культуры Франции
  • 1996 – Почетные докторские степени: Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ; Москва) и Университета Кабардино-Балкарской республики, Нальчик
  • 1997 – Президентская премия
  • 1998 – Золотая медаль «Достойному» Российской академии художеств
  • 2001 – Премия «Золотой софит» - как лучший театральный художник 2001 года (Санкт-Петербург)
  • 2001 – Премия «Петрополь» за уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга
  • 2002 – Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (за спектакль «Щелкунчик» в Мариинском театре)
  • 2002 – Специальный приз «Балтика» за лучшую авторскую работу в театре (Санкт-Петербург)
  • 2009 – Орден Дружбы
  • 2018 – Нагрудный знак Министерства культуры РФ «За вклад в Российскую культуру»

Михаил Федорович
ШЕМЯКИН
21 октября 1875 - 3 декабря 1944
Москва.

М. Ф. Шемякин.
Дама в светлом. 1909г.

Михаил Фёдорович Шемякин первоначальное художественное образование получил в 4-й московской гимназии у А. Р. Артемьева. В 1890 брал частные уроки рисования у В. И. Ачуева. В 1892 поступил в МУЖВиЗ, занимался у Сорокина, С. А. Коровина, И. М. Прянишникова, В. Д. Поленова, Л. О. Пастернака, А. Е. Архипова, К. А. Савицкого, а также в мастерской В. А. Серова и К. А. Коровина. В 1897-1898 и 1898-1899 был награжден двумя малыми серебряными медалями. В 1899 окончил Училище со званием неклассного художника.

В том же году продолжил образование в Школе А. Ашбе в Мюнхене. В 1901 вернулся в Москву. С 1904 принимал участие в выставках ТПХВ (с 1908 — член Товарищества), Московского общества любителей художеств, с 1906 — чешского объединения «Манис» (с 1908 — его почетный член). В 1905 за портрет певицы Н. В. Салиной получил первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств.

В 1906-1914 неоднократно посещал Чехию. Женился на дочери профессора Московской консерватории А. И. Гржимали, в 1908 родился сын Михаил.

В 1913 основал собственную художественную студию в Москве. В 1914-1915 преподавал рисунок в школе живописи и рисования С. Ю. Жуковского.

После революции последовательно преподавал в Государственных свободных художественных мастерских, ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе (1918-1929). Принимал активное участие в организации рабфака искусств в Москве, где заведовал изоотделением, а также вел рисунок и живопись. В 1929-1934 преподавал в Московском высшем инженерно-строительном институте, Московском институте инженеров транспорта и Военно-инженерной Академии РККА. С 1934 — в Московском полиграфическом институте и Московском государственном художественном институте. Работал над учебным пособием «Методическое руководство по рисунку и живописи».

Продолжал много работать в области станковой живописи. В 1922 участвовал в Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине. В 1927 вступил в Общество московских художников. В 1928 экспонировал свои картины на выставке Объединения молодежи АХРР. В 1938 в залах МССХ на Кузнецком мосту состоялась первая персональная выставка Шемякина, приуроченная к 35-летию его творческой и 25-летию преподавательской деятельности.

Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Ташкент, где заведовал кафедрой рисунка в Московском архитектурном институте, также переведенным в Ташкент, работал на курсах повышения квалификации молодых узбекских художников. В 1943 возвратился в Москву, возобновил преподавание в Московском государственном художественном институте.

Ретроспективные выставки произведений Шемякина прошли в 1955 в Выставочном зале МССХ, 1967 — в Центральном Доме литераторов, 1971 — в Центральном Доме работников искусств в Москве, 2006 — в Нижнетагильском музее изобразительных искусств.

На творческую манеру Шемякина большое влияние оказала учеба у Коровина и Серова. В его искусстве соединились черты «передвижнического» реализма, импрессионизма и модерна, причем после революции он остался верен ранее найденным художественным приемам. Некоторую эволюцию претерпела тематика его работ: в 1900-х — 1910-х внимание художника занимали простые бытовые сюжеты («У окна», «У камина», «За поливкой цветов», «Вечерком за чайком», «Мать и дитя»), в 1920-х — 1930-х писал картины на темы советской действительности, близких программе социалистического реализма («Агитатор в колхозной семье», «Пионеры на отдыхе», «Женщина-милиционер в семье»). Много работал в жанре портрета.

Произведения Шемякина находятся во многих музейных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, а также в ряде областных музеев — Нижнетагильском музее изобразительных искусств, Тульской картинной галерее и других.

Хорошо знавший художника И.Э. Грабарь писал о нем: "…в его лице искусство получило нового интересного мастера портрета, высокопрофессионального художника. Портреты М.Ф. Шемякина были всегда хорошо нарисованы, прекрасно вылеплены и до очевидности сильно охарактеризованы. Они отличались необыкновенной широтой письма, смелостью мазка и обобщенностью формы".

http://artinvestment.ru/auctions/2172/biography.html


М.Ф. Шемякин.
Портрет А.И. Абрикосова. 1901 год.

Похожие публикации