Строительный портал - Kraska-yug

Режиссер Сокуров Александр Николаевич: биография, личная жизнь, фильмография. Почему? Это вопрос финансирования или потребностей

Вы преподаете в Кабардино-Балкарии, часто бываете на Кавказе, видите ситуацию своими глазами. Можете объяснить неприятие кавказцев, приехавших в русские области страны?

Во-первых, национальное смешивание не всегда допустимо, на мой взгляд. Во-вторых, есть значительные ментальные отличия в характере поведения в обществе. Конфликт происходит на бытовом, народном уровне. Вы сразу заметите, что в кафе пришли, например, чеченцы. Вы должны понимать, что у них может быть оружие, и что представление о том, где его можно применять, а где нет, у них, скорее всего, отсутствует. Говорили, что Кадыров как-то сказал, что такой вот у них менталитет – «быть с оружием». Но ведь существует федеральный закон. Почему-то он не распространяется именно на них. Почему? Почему они так любят обращать на себя внимание?
Те люди, которые приезжают в центральную Россию, не имеют представления о принципах культуры русского общества. У нас не принято громко разговаривать, мешая окружающим. Нельзя вести себя с женщиной откровенно по-хамски, проявлять насилие в какой-либо форме… Да, среди русских есть всякие, может, не лучше, но энергетика кавказских мужчин часто не позволяет им держаться в рамках…
Я сам был многократно свидетелем неадекватного поведения ребят с Кавказа в Москве и Петербурге, как они ведут себя за пределами норм, и знаю случаи, что происходит во взаимоотношениях с чеченцами, приезжающими «на отдых» в города Минеральных Вод. Знаю об агрессивных формах поведения чеченских предпринимателей в Ставропольском крае, где они занимаются аннексией земель, скупкой земли. Многие этнические русские бегут из Ставропольского края, считают, что власть не поддерживает их, а методы борьбы, которые проявляют темпераментные чеченцы, кончаются применением оружия. То, что они себя так ведут, тоже уровень культуры. Государство должно честно и открыто говорить о таких проблемах.

Получается, жители Кавказа не хотят стремиться к общероссийскому менталитету и не хотят думать об интеграции в наше общество?

Конечно, нет. В чеченском обществе нет осмысления произошедших событий, нет представления о том, что чеченская война была классическим мятежом. У чеченской молодежи есть стопроцентное представление, что они выиграли у России войну.
Когда я в Грозном набирал молодых на роли в фильме «Александра», разговаривали об этом. Многие из них говорили: «Подождите, мы еще поставим все точки над «i». Мы всем вам пережжем горло и объединимся с Турцией». Они говорили мне: «Жизнь с Россией противоестественна, невыносима, мы все равно объединимся с Турцией. Вы просто не знаете, что мы думаем о вас на самом деле, а мы вот так думаем».

Родился 14 июня 1951 года в деревне Подорвиха Иркутской области (в 1956 году затоплена при пуске Иркутской ГЭС) в семье военнослужащего, участника Великой Отечественной войны. В связи с тем, что отец Сокурова часто командировался к различным местам службы, семья вынуждена была переезжать вместе с ним. А. Сокуров начал учиться в школе в Польской Народной Республике, а закончил в Туркмении. В 1968 году поступил на исторический факультет Горьковского государственного университета. Во время учёбы работал в редакции художественного вещания Горьковского телевидения, где уже в возрасте 19 лет выпустил свои первые телевизионные программы: несколько телевизионных фильмов, телевизионных программ прямого эфира, в том числе и спортивные передачи. В 1974 году Сокуров защитил диплом историка и завершил обучение в университете.

В 1975 году поступил на режиссёрский факультет Всероссийского государственного института кинематографии (мастерская режиссуры научно-популярного фильма под руководством А. М. Згуриди). За отличную учёбу получал именную стипендию С. Эйзенштейна. В период обучения Сокуров знакомится с Юрием Арабовым, сценаристом, главным его союзником и соратником в творчестве. В 1979 году, сдав экзамены экстерном, режиссёр на год раньше срока был вынужден закончить обучение из-за нарастающего конфликта с администрацией института и руководителями Госкино: его обвинили в формализме и в антисоветских настроениях, из-за чего его студенческие работы категорически отвергались. В итоге первая художественная картина «Одинокий голос человека» по повести Андрея Платонова (позже получившая несколько престижных фестивальных наград) не была засчитана руководством института в качестве дипломной работы. Картина подлежала уничтожению, но спасло её банальное воровство - Сокуров и Арабов взломали архив, выкрали бобину, подложив на её место другую - менее значимую.. Именно это время для Сокурова ознаменовано моральной и профессиональной поддержкой режиссёра Андрея Тарковского, высоко оценившего первый фильм молодого режиссёра:

Сокуров хотел работать на «Мосфильме», однако условия работы там его не устраивали. По рекомендации А. Тарковского в 1980 году Сокуров был зачислен на киностудию «Ленфильм», где снял свои первые игровые картины. Одновременно сотрудничал с Ленинградской студией документальных фильмов, где в разное время выпустил все свои документальные работы.

Первые фильмы, снятые режиссёром в Ленинграде, вызвали негативную реакцию как Госкино, так и партийных органов. Сокуров многократно заявлял, что ему предназначено место в лагере под Сыктывкаром. В течение долгого времени, вплоть до конца 1980-х годов, ни один из его фильмов не был допущен к прокату. В тяжёлые времена, когда Сокурову угрожала физическая гибель, Тарковский дважды организовывал ему выезд за рубеж, однако режиссёра, по его словам, удержали русский язык и духовные сокровища Эрмитажа, с которым ему более всего не хотелось расставаться.

В конце 1980-х годов снятые Сокуровым ранее фильмы не только вышли в прокат, но и с большим успехом представляли русское кино на международных кинофестивалях. В 1980-1990 годы режиссёр интенсивно работает, снимая часто по несколько картин в год. Одновременно он принимает участие в работе благотворительных программ для молодежи на радио, занимается с группой молодых начинающих режиссёров при киностудии «Ленфильм». В 1998-1999 годах ведёт на Петербургском телевидении цикл передач «Остров Сокурова», в которых обсуждаются вопросы места кинематографа в современной культуре. С середины 1990-х годов Сокуров со своими коллегами начал освоение технологии видео, которое продолжается до сих пор. Группой Сокурова снято несколько документальных видеофильмов, в том числе по заказу японских телевизионных каналов, благодаря энтузиазму и участию японских друзей.

Режиссёр становился участником и лауреатом многих международных фестивалей, в разных странах мира почти ежегодно проходят ретроспективы его фильмов. Он неоднократно получал награды международных кинофестивалей, премии ФИПРЕССИ, премии имени Тарковского, является лауреатом Государственной Премии России (1997) и лауреатом Премии Ватикана - «Премия Третье тысячелетие» (1998). Сокуров 43 раза номинировался на призы самых престижных киноконкурсов, из которых 26 раз одерживал победу.

В 1995 году по решению Европейской Киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссёров мирового кино.

В 2010 году открыта мастерская Сокурова в КБГУ (Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова), в г. Нальчик. Набрано 15 студентов. Режиссёр живёт в Санкт-Петербурге, где, кроме реализации творческих начинаний, возглавляет общественную группу активистов-градозащитников - так называемую «Группу Сокурова», ведущую диалог с городской властью на тему защиты от разрушения старого Петербурга.

10 сентября 2011 года на церемонии закрытия 68-го Венецианского кинофестиваля Александр Сокуров получил «Золотого льва» и премию Экуменического жюри за картину «Фауст», завершающую цикл, названный им тетралогией о власти. На вручении главного приза председатель жюри Даррен Аронофски отметил, что «решение было единодушным: это тот фильм, который меняет жизнь каждого, кто его увидит».

В декабре 2011 года генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге от имени японской императорской семьи вручил Сокурову почётный Орден Восходящего солнца с золотыми лучами. На церемонии режиссёр признался в особом отношении к Японии и высказался за возврат Россией «земель, принадлежавших японскому народу».

Награды

  • 1987 - Бронзовый Леопард Кинофестиваля в Локарно за фильм «Одинокий голос человека»;
  • 1987 - Московский кинофестиваль - приз внеконкурсной программы;
  • 1987 - номинация на Золотого Медведя Берлинского кинофестиваля за фильм «Скорбное бесчувствие»;
  • 1988 - номинация на премию «Ника» за фильм «Одинокий голос человека»;
  • 1988 - номинация на первом вручении European Film Awards за фильм «Дни затмения»;
  • 1989 - приз Берлинского кинофестиваля в рамках форума нового кинематографа за фильм «Дни затмения»;
  • 1991 - Роттердамский кинофестиваль: приз FIPRESCI за фильм «Круг второй» и KNF Award за фильмы «Элегия» и «Простая элегия»;
  • 1995 - решением Европейской киноакадемии Александр Сокуров признан одним из ста лучших режиссёров мирового кино;
  • 1997 - Государственная премия России;
  • 1997 - премии Московского кинофестиваля имени А. Тарковского, кинокритиков России и специальный приз жюри за фильм «Мать и сын»;
  • 1997 - Заслуженный деятель искусств России;
  • 1998 - Лауреат Премии Ватикана - «Премия „Третье тысячелетие“». Вручена Иоанном Павлом II;
  • 1999 - МКФ в Каннах: приз за лучший сценарий к фильму «Молох»;
  • 1999 - номинация на Золотую пальмовую ветвь МКФ в Каннах за фильм «Молох»;
  • 1999 - номинация на European Film Awards за фильм «Молох»;
  • 2001 - Государственная премия России (За фильмы «Молох» и «Телец»);
  • 2001 - премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучшую операторскую работу и лучшую режиссуру фильма «Телец»;
  • 2001 - номинация на Золотую пальмовую ветвь МКФ в Каннах за фильм «Телец»;
  • 2001 - номинация на European Film Awards за фильм «Элегия дороги»;
  • 2002 - Приз за изобразительное решение за фильм Русский ковчег на МКФ в Торонто;
  • 2002 - премия «Ника» за лучший фильм, лучшую операторскую работу и режиссуру фильма «Телец»;
  • 2002 - Специальный приз МКФ в Сан-Паулу за общий вклад в кинематограф;
  • 2002 - Кинофестиваль в Торонто: приз за фильм «Русский ковчег»;
  • 2002 - номинация на Золотую пальмовую ветвь МКФ в Каннах за фильм «Русский ковчег»;
  • 2002 - номинация на European Film Awards за фильм «Русский ковчег»;
  • 2003 - Приз FIPRESCI на МКФ в Каннах за фильм «Отец и сын»;
  • 2003 - «Премия Свободы», учреждённая польским режиссёром Анджеем Вайдой и компанией «Филип Моррис»;
  • 2004 - Народный артист России;
  • 2004 - премия «Ника» за фильм «Русский ковчег»;
  • 2004 - Себряный Кондор, приз Аргентинской ассоциации кинокритиков за фильм «Русский ковчег»;
  • 2005 - номинация на Золотого Медведя Берлинского кинофестиваля за фильм «Солнце»;
  • 2005 - Ереванский кинофестиваль, лучший фильм конкурса - «Солнце»;
  • 2006 - Почётный Леопард Кинофестиваля в Локарно за особый вклад в кинематограф;
  • 2007 - номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Александра»;
  • 2007 - Премия имени Робера Брессона «За духовные искания в кино» на МКФ в Венеции;
  • 2007 - Обладатель премии имени Тарковского;
  • 2010 - Всероссийская премия «Хранители наследия» (г. Псков). Номинация: «Подвиг»;
  • 2010 - Мексиканская премия цифрового кино «Эль Почoте»;
  • 2010 - «Небесная линия» (премия за общественную деятельность в сфере градозащиты Петербурга);
  • 2011 - «Золотой лев» (главный приз) 68-го Венецианского кинофестиваля за фильм «Фауст».
  • 2011 - Орден Восходящего солнца (Япония)

Фильмография

Художественные фильмы

  • 1978-1987 - Одинокий голос человека
  • 1980 - Разжалованный
  • 1986 - Ампир
  • 1983-1987 - Скорбное бесчувствие
  • 1988 - Дни затмения
  • 1989 - Спаси и сохрани
  • 1990 - Круг второй
  • 1992 - Камень
  • 1993 - Тихие страницы
  • 1997 - Мать и сын
  • 1999 - Молох
  • 2000 - Телец
  • 2002 - Русский ковчег
  • 2003 - Отец и сын
  • 2004 - Солнце
  • 2007 - Александра
  • 2011 - Фауст

Документальные фильмы

  • 1974 - Самые земные заботы
  • 1975 - Лето Марии Войновой
  • 1978 - Последний день ненастного лета
  • 1978-1988 - Мария
  • 1979 - Соната для Гитлера
  • 1981 - Альтовая соната. Дмитрий Шостакович
  • 1982 - И ничего больше
  • 1984 - Жертва вечерняя
  • 1985 - Терпение труд
  • 1986 - Элегия
  • 1986 - Московская элегия
  • 1990 - Петербургская элегия
  • 1990 - Советская элегия
  • 1990 - К событиям в Закавказье
  • 1991 - Простая элегия
  • 1991 - Ленинградская ретроспектива (1957-1990)
  • 1991 - Пример интонации
  • 1992 - Элегия из России
  • 1995 - Солдатский сон
  • 1995 - Духовные голоса
  • 1996 - Восточная элегия
  • 1996 - Робер. Счастливая жизнь
  • 1997 - Смиренная жизнь
  • 1997 - Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому
  • 1998 - Петербургский дневник. Квартира Козинцева
  • 1998 - Повинность
  • 1998 - Узел. Беседы с Солженицыным
  • 1999 - dolce… (нежно)
  • 2001 - Элегия дороги
  • 2004 - Петербургский дневник. Моцарт. Реквием
  • 2006 - Элегия жизни: Ростропович, Вишневская
  • 2009 - Интонации
  • 2009 - Читаем блокадную книгу

Александр Николаевич Сокуров. Родился 14 июня 1951 года в дер. Подорвиха Иркутской области. Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, оператор, продюсер, педагог. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997). Народный артист РФ (2004).

Александр Сокуров родился 14 июня 1951 года в деревне Подорвиха Иркутской области (в 1956 году его деревня была затоплена при пуске Иркутской ГЭС).

Отец - Николай Сокуров, военный, участник Великой Отечественной войны.

Имеет старшую сестру Надежду (мужду ними разница четыре года).

Семья часто переезжала с места на место. Начинал учиться в Польше, заканчивал школу в Туркмении.

В 1968 году поступил на исторический факультет Горьковского государственного университета. Во время учёбы работал в редакции художественного вещания Горьковского телевидения, где уже в возрасте 19 лет выпустил свои первые телевизионные программы - несколько телевизионных фильмов, телевизионных программ прямого эфира, в том числе и спортивные передачи. В 1974 году Сокуров защитил диплом историка и завершил обучение в университете.

В 1975 году поступил на режиссёрский факультет Всероссийского государственного института кинематографии, в мастерскую режиссуры научно-популярного фильма под руководством А. М. Згуриди. За отличную учёбу получал именную стипендию С. Эйзенштейна.

В период обучения Сокуров знакомится с Юрием Арабовым, сценаристом, главным его союзником и соратником в творчестве.

В 1979 году, сдав экзамены экстерном, режиссёр на год раньше срока был вынужден закончить обучение из-за нарастающего конфликта с администрацией института и руководителями Госкино: его обвинили в формализме и в антисоветских настроениях, из-за чего его студенческие работы категорически отвергались. В итоге первая художественная картина «Одинокий голос человека» по произведениям Андрея Платонова (позже получившая несколько престижных фестивальных наград) не была засчитана руководством института в качестве дипломной работы. Картина подлежала уничтожению, но Сокуров и Арабов взломали архив, выкрали позитивную копию и исходные материалы картины, подложив на их место другие киноматериалы. В то сложное время он получил моральную и профессиональную поддержку режиссёра .

Александр Сокуров хотел работать на «Мосфильме», однако условия работы там его не устраивали. По рекомендации Андрея Тарковского в 1980 году Сокуров был зачислен на киностудию «Ленфильм», где снял свои первые игровые картины. Одновременно сотрудничал с Ленинградской студией документальных фильмов, где в разное время выпустил все свои документальные работы.

Первые фильмы, снятые режиссёром в Ленинграде, вызвали негативную реакцию как Госкино, так и партийных органов. Сокуров многократно заявлял, что ему предназначено место в лагере под Сыктывкаром. В течение долгого времени, вплоть до конца 1980-х годов, ни один из его фильмов не был допущен к прокату. Тарковский дважды организовывал Сокурову выезд за рубеж, однако режиссёра, по его словам, удержали русский язык и духовные сокровища Эрмитажа, с которым ему более всего не хотелось расставаться.

В конце 1980-х годов снятые Сокуровым ранее фильмы не только вышли в прокат, но и с большим успехом представляли русское кино на международных кинофестивалях.

Первую широкую известность ему принес фильм «Дни затмения» , который в 1989 году получил приз Берлинского кинофестиваля в рамках форума нового кинематографа.

«Дни затмения» снят по сценарию Юрия Арабова при участии Петра Кадочникова, Аркадия и Бориса Стругацких, по мотивам произведения последних - «За миллиард лет до конца света». В 2000 году фильм «Дни затмения» был включён в список ста лучших фильмов за всю историю отечественного кинематографа по версии гильдии кинокритиков России.

В 1980-1990 годы режиссёр интенсивно работал, снимая часто по несколько картин в год. Одновременно он принимал участие в работе благотворительных программ для молодежи на радио, занимался с группой молодых начинающих режиссёров при киностудии «Ленфильм».

В 1998-1999 годах вёл на Петербургском телевидении цикл передач «Остров Сокурова», в которых обсуждалось место кинематографа в современной культуре.

С середины 1990-х годов Сокуров со своими коллегами начал освоение технологии видео, которое продолжается до сих пор. Группой Сокурова снято несколько документальных видеофильмов, в том числе по заказу японских телевизионных каналов, благодаря энтузиазму и участию японских друзей.

В 1995 году по решению Европейской Киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссёров мирового кино.

В 1999 году представил фильм «Молох» (нем. Moloch) на немецком языке (первый в тетралогии «Молох» - «Телец» - «Солнце» - «Фауст»). Действие фильма разворачивается в течение суток в призрачном и неприступном доме, построенном в Альпах для человека власти. Власть, претендующая на покорение всего мира, произвела разрушительную работу прежде всего над теми, кто её олицетворял: Адольф Гитлер и Ева Браун - несоединимые партнеры любовной драмы.

В 2001-м вышел фильм «Телец» по сценарию Юрия Арабова. Действие картины происходит на протяжении одного летнего дня 1923 года в Горках, где тяжело больной Ленин проводит последние месяцы своей жизни в окружении бестолковой прислуги и многочисленной охраны, главная задача которой - надёжная изоляция его от внешнего мира. Телефонная связь с Москвой хронически нарушена, никакая корреспонденция до Ленина не доходит. Без чьей-либо помощи он не может ходить, одеваться и раздеваться, принимать ванну. Ему часто отказывает память. Физические страдания вождя усугубляются сознанием того, что фактически он отстранён от власти и от политики, без которой в его жизни не остаётся ничего, кроме неизлечимой, прогрессирующей болезни.

В 2005 году режиссер представил фильм «Солнце» . В фильме отображён император Сёва (Хирохито) в последние дни Второй мировой войны. Он показан как человек, который на самом деле духовно и нравственно является высоким примером своим подданным и в, казалось бы, безвыходной ситуации находит в себе силы принять правильное решение, которое восстановило доброе имя, честь и процветание своего народа. Вместе с этим показана трагедия маленького романтического человека, находящегося при власти, и, как следствие, трагедия всего народа Японии.

10 сентября 2011 года на церемонии закрытия 68-го Венецианского кинофестиваля Александр Сокуров получил «Золотого льва» и премию Экуменического жюри за картину «Фауст» , завершающую цикл, названный им тетралогией о власти. На вручении главного приза председатель жюри Даррен Аронофски отметил, что «решение было единодушным: это тот фильм, который меняет жизнь каждого, кто его увидит».

Фильм «Фауст» снят по мотивам первой части трагедии Иоганна Вольфганга фон Гёте «Фауст». Повествование в основном строится на любовной линии Фауст - Маргарита. В основе сюжета вся классическая немецкая легенда о Фаусте, окантованная некоторыми сюжетными линиями одноимённого произведения Гёте.

Режиссёр становился участником и лауреатом многих международных фестивалей, в разных странах мира почти ежегодно проходят ретроспективы его фильмов. Он неоднократно получал награды международных кинофестивалей, премии ФИПРЕССИ, премии имени Тарковского, является лауреатом Государственной премии РФ (1997, 2014) и лауреатом Премии Ватикана - «Премия Третье тысячелетие» (1998).

В 2010 году открыта мастерская Сокурова на кафедре кино и телевидения КБГУ (Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова), в Нальчике.

В 2017 году дебютный фильм выпускника курса Сокурова Кантемира Балагова «Теснота» был показан в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и получил приз ФИПРЕССИ.

В 2017 году Сокуров был объявлен почётным гостем на 30-й церемонии вручения премии Европейской киноакадемии в Берлине.

Общественно-политическая позиция Александра Сокурова:

В апреле 2000 года подписал письмо в поддержку политики президента России в Чечне.

В декабре 2011 года генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге от имени японской императорской семьи вручил Сокурову почётный орден Восходящего солнца с золотыми лучами. На церемонии режиссёр признался в особом отношении к Японии и высказался за возврат Россией «земель, принадлежавших японскому народу».

В марте 2014 года Сокуров выступил с заявлением, в котором указал, что использование военной силы против украинцев будет иметь необратимые последствия для самой России. Также он призвал россиян уважать желание украинцев жить отдельным государством: "Мы не один народ с украинцами, мы разные. У нас внутренне разные культуры. Не зря украинцы всегда хотели жить отдельным государством. Да, мы близки, у нас есть много похожего, но это не означает, что мы один народ. Это совсем не так. Мы разные и нам эту разность нужно уважать и ценить".

На парламентских выборах 2016 года возглавлял петербургский список партии ЯБЛОКО (при этом оставаясь беспартийным).

В феврале 2017 года Александр Сокуров заявил, что российские политические комментаторы, а также сотрудники российского телевидения и радиовещания предстанут перед Гаагским трибуналом, поскольку они «являются провокаторами, которые во время пожара разбрасываются спичками».

Выступал за освобождение осуждённого по обвинению в терроризме Олега Сенцова.

3 декабря 2018 года вошёл в состав Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Рост Александра Сокурова: 175 сантиметров.

Личная жизнь Александра Сокурова:

Не женат. Детей нет.

После выхода в 2003 году его фильма «Отец и сын», рассказывающего о гомофобной любви (классифицируемого в Европе по категории «гей-кино»), о Сокурове ходят слухи, что он относится к лицам с нетрадиционной ориентацией.

Режиссёр живёт в Санкт-Петербурге, где, кроме реализации творческих начинаний, возглавляет общественную группу активистов-градозащитников - так называемую «Группу Сокурова», ведущую диалог с городской властью на тему защиты от разрушения старого Петербурга.

Фильмография Александра Сокурова:

1979 - ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии (документальный) (нет в титрах)
1980 - Ты должен жить - Николай Дорофеев, офицер

2003 - Острова. Александр Сокуров (документальный)
2003 - Кира (документальный)
2004 - Сокуров (документальный)
2009 - Истории и легенды Ленфильма. Как снимали фильм «Телец» (документальный)
2016 - Дмитрий Шостакович. Я оставляю сердце вам в залог (документальный)

Озвучивание Александра Сокурова:

1997 - Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому (документальный) - текст от автора
- Закадровый текст

Режиссерские работы Александра Сокурова:

1974 - Автомобиль набирает надёжность (документальный)
1975 - Позывные Р1НН (документальный)
1975 - Лето Марии Войновой (документальный)
1978-1987 - Одинокий голос человека
1980 - Разжалованный (короткометражный)
1981, 1987 - Дмитрий Шостакович (документальный)
1983-1986 - Скорбное бесчувствие

1985-1991 - Терпение труд (документальный)





1988 - Дни затмения
1989 - Спаси и сохрани (Madame Bovary / Sauve et protège)
1989 - Соната для Гитлера (документальный)
1989 - Советская элегия (документальный)
1990 - Простая элегия (документальный)

1990 - Круг второй
1992 - Камень
1993 - Тихие страницы



1997 - Мать и сын
1998 - Повинность (Из дневников командира корабля) (Confession) (документальный)
1998 - Беседы с Солженицыным (документальный)
1999 - Молох
2001 - Телец
2001 - Элегия дороги (документальный)

2003 - Отец и сын
2005 - Солнце (Sun, The / Sole, Il)
2006 - Элегия жизни. Ростропович. Вишневская (документальный)

2009 - Читаем "Блокадную книгу (документальный)
2011 - Фауст

Сценарии Александра Сокурова:

1980 - Разжалованный (короткометражный)
1981 - Ты взойди, солнце красное (документальный)
1984-1987 - Жертва вечерняя (документальный)
1986 - Элегия (документальный)
1986 - Ампир (короткометражный)
1987 - И ничего больше (документальный)
1988 - Московская элегия (документальный)
1988 - Мария (документальный)
1990 - Петербургская элегия (документальный)
1993 - Тихие страницы
1995 - Солдатский сон (короткометражный)
1996 - Восточная элегия (документальный)
1997 - Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому (документальный)
1998 - Беседы с Солженицыным (документальный)
2003 - Русский ковчег (Russian Ark)
2007 - Александра (Aleksandra)
2015 - Франкофония (Francofonia / Le Louvre sous l"Occupation) (документальный)

Операторские работы Александра Сокурова:

1986 - Ампир (короткометражный)
2001 - Телец
2005 - Солнце (Sun, The / Sole, Il)

Продюсерские работы Александра Сокурова:

2017 - Теснота

Награды и звания Александра Сокурова:

1987 - Бронзовый Леопард кинофестиваля в Локарно за фильм «Одинокий голос человека»;
1987 - Московский кинофестиваль - приз внеконкурсной программы;
1987 - номинация на Золотого Медведя Берлинского кинофестиваля за фильм «Скорбное бесчувствие»;
1988 - номинация на премию «Ника» за фильм «Одинокий голос человека»;
1988 - номинация на первом вручении European Film Awards за фильм «Дни затмения»;
1989 - приз Берлинского кинофестиваля в рамках форума нового кинематографа за фильм «Дни затмения»;
1991 - Роттердамский кинофестиваль: приз ФИПРЕССИ за фильм «Круг второй» и KNF Award за фильмы «Элегия» и «Простая элегия»;
1995 - решением Европейской киноакадемии Александр Сокуров признан одним из ста лучших режиссёров мирового кино;
1996 - Государственная премия России за фильмы «Элегия из России… Этюды для сна», «Духовные голоса»;
1997 - премии Московского кинофестиваля имени А. Тарковского, кинокритиков России и специальный приз жюри за фильм «Мать и сын»;
1997 - Заслуженный деятель искусств России;
1998 - лауреат премии Ватикана - «Премия "Третье тысячелетие"». Вручена Иоанном Павлом II;
1999 - МКФ в Каннах: Приз за лучший сценарий к фильму «Молох»;
1999 - номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Молох»;
1999 - номинация на European Film Awards за фильм «Молох»;
2001 - Государственная премия России (за фильмы «Молох» и «Телец»);
2001 - премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм, лучшую операторскую работу и лучшую режиссуру - «Телец»;
2001 - номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Телец»;
2001 - приз за изобразительное решение за фильм «Русский ковчег» на МКФ в Торонто;
2002 - премия «Ника» за лучший фильм, лучшую операторскую работу и режиссуру фильма «Телец»;
2002 - Специальный приз МКФ в Сан-Паулу за общий вклад в кинематограф;
2002 - номинация на Золотую пальмовую ветвь МКФ Каннского кинофестиваля за фильм «Русский ковчег»;
2002 - номинация на European Film Awards за фильм «Русский ковчег»;
2003 - приз FIPRESCI на Каннском кинофестивале за фильм «Отец и сын»;
2003 - «Премия Свободы», учреждённая польским режиссёром Анджеем Вайдой и компанией «Филип Моррис»;
2004 - Народный артист России;
2004 - премия «Ника» за фильм «Русский ковчег»;
2004 - Себряный Кондор, приз Аргентинской ассоциации кинокритиков за фильм «Русский ковчег»;
2005 - номинация на Золотого Медведя Берлинского кинофестиваля за фильм «Солнце»;
2005 - Ереванский кинофестиваль, лучший фильм конкурса - «Солнце»;
2005 - премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм и лучшую режиссуру - «Солнце»;
2006 - Почётный Леопард Кинофестиваля в Локарно за особый вклад в кинематограф;
2007 - номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Александра»;
2007 - премия имени Робера Брессона «За духовные искания в кино» на МКФ в Венеции;
2007 - обладатель премии имени Тарковского (27 сентября 2007 года);
2010 - Всероссийская премия «Хранители наследия» (г. Псков). Номинация: «Подвиг»;
2010 - мексиканская премия цифрового кино «Эль Почоте»;
2010 - «Небесная линия» (премия за общественную деятельность в сфере градозащиты Петербурга);
2011 - «Золотой лев» (главный приз) 68-го Венецианского кинофестиваля за фильм «Фауст»;
2011 - орден Восходящего солнца 4 класса (Япония);
2012 - награда за вклад в мировое киноискусство на фестивале «Зеркало» имени Андрея Тарковского;
2012 - премия Армянской церкви «Да будет свет», врученная на IX международном кинофестивале «Золотой абрикос»;
2013 - «Ника» за лучший игровой фильм и лучшую режиссуру за кинофильм «Фауст»;
2013 - премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм и лучшую режиссуру - «Фауст»;
2014 - почётный приз за «За художественный язык, оказавший влияние на мировой кинематограф, и бескомпромиссную гражданскую позицию» на фестивале «Кинотавр»;
2014 - офицерский крест ордена Искусств и литературы (Франция);
2014 - Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства «за вклад в развитие отечественного и мирового кинематографа»;
2015 - Приз Федерации кинокритиков Европы и Средиземноморья Fedeora «Лучший европейский фильм» конкурсной программы 72-го международного Венецианского кинофестиваля за фильм «Франкофония»;
2017 - Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство»;
2017 - Премия Европейской киноакадемии «За жизненные достижения»

14 июня исполняется 60 лет известному российскому режиссеру и сценаристу Александру Николаевичу Сокурову.

Советский и российский кинорежиссер, сценарист Александр Николаевич Сокуров родился 14 июня 1951 года в деревне Подорвиха Иркутской области в семье военнослужащего. По происхождению Александр Сокуров ‑ черкес, потомок древнего кабардинского рода.

Большая часть его детства прошла в Туркмении; переезжал с родителями с места на место. Учиться в школе начал в Польше, закончил в Туркмении.

В 1974 году окончил исторический факультет Горьковского государственного университета, в 1979 году - режиссерский факультет ВГИКа (мастерская документального кино Александра Згуриди).

Во время учебы в университете в 1969-1975 годах Сокуров работал в Редакции художественного вещания на Горьковском телевидении помощником, а затем ассистентом режиссера.

В возрасте 19 лет он как режиссер выпустил свои первые телевизионные программы, а за все годы работы на Горьковском телевидении им были созданы несколько телевизионных фильмов и ряд телевизионных программ прямого эфира.

Во время обучения во ВГИКе Александр Сокуров за отличную учебу получал стипендию имени С. Эйзенштейна.

В 1979 году, сдав экзамены экстерном, на год раньше срока был вынужден закончить обучение во ВГИКе из-за острого конфликта с администрацией института и руководством Госкино: его студенческие кинематографические работы категорически не принимались, его обвиняли в формализме и в антисоветских настроениях. Первая художественная картина Сокурова "Одинокий голос человека" по мотивам повести русского писателя Андрея Платонова, позже получившая ряд фестивальных наград, не была засчитана руководством института в качестве диплома.

В 1980 году по рекомендации Андрея Тарковского Александр Сокуров был зачислен режиссером-постановщиком в штат киностудии "Ленфильм", где работал над своими первыми игровыми картинами. Параллельно с этим сотрудничал с Ленинградской студией документальных фильмов, где сняты в разное время все его документальные кинокартины.

Уже первые фильмы, сделанные им в Ленинграде, вызвали негативную реакцию у партийного руководства города и в Госкино. В течение длительного времени ни один из его фильмов не был разрешен советской цензурой к показу.

Только в конце 1980-х годов ряд снятых Сокуровым ранее игровых и документальных фильмов вышли в прокат и представляли русское кино на многих международных кинофестивалях. В 1980-1990-е годы режиссер интенсивно работал, снимая игровые и документальные картины, часто несколько фильмов в год.

В то же время он принимал участие в работе благотворительных программ для молодежи на радио, занимался с группой молодых начинающих режиссеров при киностудии "Ленфильм".

В 1998-1999 годах Сокуров вел на телевидении в Санкт-Петербурге цикл передач "Остров Сокурова", в которых поднимались вопросы о месте кинематографа в современной культуре.

С середины 1990-х годов режиссер со своими коллегами начал освоение видео технологии, которое продолжается до сих пор. Группой Сокурова снят ряд документальных видеофильмов. Несколько из них сделано в Японии по заказу японских ТВ каналов.

На основе съемочной группы Сокурова на "Ленфильме" создана студия "Берег".

Александр Сокуров - автор более 40 художественных и документальных фильмов. Он снял документальные фильмы "Мария", "Соната для Гитлера", "Дмитрий Шостакович. Альтовая соната", "И ничего больше", "Жертва вечерняя", "Терпение, Труд", "Элегия", "Московская элегия", "Петербургская элегия", "Советская элегия", "К событиям в Закавказье", "Простая элегия", "Пример интонации", "Элегия из России", "Духовные голоса", "Восточная элегия", "Беседы с Солженицыным", "Петербургский дневник. Моцарт. Реквием", "Элегия жизни. Ростропович. Вишневская" и другие.

Сокуров является режиссером таких художественных фильмов, как "Скорбное бесчувствие" (1986), "Дни затмения" (1988), "Спаси и сохрани" (1989), "Круг второй" (1990), "Камень" (1992), "Тихие страницы" (1993), "Мать и сын" (1997), "Молох" (1998), "Телец" (2000), "Отец и сын" (2003), "Русский ковчег" (2002), "Солнце" (2005), "Александра" (2007) и других.

В фильмах "Телец" и "Солнце" Сокуров выступил и как оператор-постановщик, а в фильмах "Ты должен жить" и "Русский ковчег" снялся как актер.

Александр Сокуров был режиссером озвучивания в фильме Федерико Феллини "И корабль плывет", режиссером-постановщиком спектакля "Гамлет" (на основе оперы Амбруаза Тома) в Московском театре "Новая опера" (1999), спектакля "Не властны мы в судьбе своей" в "Театре "Школа драматического искусства" (2004), оперы "Борис Годунов" Модеста Мусоргского в Большом театре (2007).

В 2010 году Александр Сокуров открыл творческую мастерскую в городе Нальчике на факультете искусств и средств массовой информации Кабардино-Балкарского государственного университета (КБГУ) для молодежи Северного Кавказа.

Он набрал курс студентов по специальности "Режиссура кино и телевидения".

Сокуров - член Совета по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга при правительстве города.

Александр Сокуров - Заслуженный деятель искусств России (1997), Народный артист России (2004), лауреат Государственной премии России (1996, 2001). Участник и лауреат многих международных фестивалей. В разных странах мира почти ежегодно проходят ретроспективы его фильмов; он обладатель самых престижных наград: приза ФИПРЕССИ (Международной ассоциации кинокритиков), премии имени Тарковского (1988), премии Ватикана "Третье тысячелетие" (1988), премии "Золотой Овен" (1996, 1999, 2001), премии "Ника" (2001), премии "ТЭФИ" (2007) и других.

В 1995 году по решению Европейской киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссеров мирового кино всех времен.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников .

Кинообозреватель «КП» Стас Тыркин беседует с выдающимся российским режиссером на фестивале в Локарно.

Я уже семь лет занимаюсь судьбой своих учеников, я их очень люблю, но это слишком много для жизни отдельного человека. За семь лет я сделал всего два фильма, - качает головой Сокуров. Как настоящий русский художник, он всегда найдет за что себя укорить. - Это большая моя ошибка - то, что я решительно снизил свое профессиональное напряжение и ничего не снимаю сам. В мастерской у нас было 12 человек, и каждым надо заниматься. Мы мало говорили с ними об «искусстве», просто занимались формированием умения. И задания все были на пропорциональность сознания. На курсе было запрещено снимать об агрессии, о войне, что-то такое с кинжалами, с саблезубыми всякого рода джигитами. Учебные работы были о том, как дочь любит мать, как сын любит отца или сестру. Только о душевных взаимоотношениях между людьми.

- В кино сложнее этого ничего нет.

Да, это самое сложное. Потому что мы в России ничего не знаем о Кавказе, кроме плохого. Мы не знаем, как живет кабардинская, чеченская, осетинская семья. Мы ничего не знаем о людях, рядом с которыми мы столетия живем вместе. Я просил своих учеников показать кто они такие, просил их быть критичными к своему народу: разбирайтесь, копайтесь, берите пример с русских. Уж кто, как не русские писатели умели анализировать пороки русского человека. Я удивлен тому, что мне понравились все 12 дипломных работ. Я сам не ожидал такого результата. Сейчас четверо моих учеников либо закончили, либо готовятся закончить полнометражные картины.

До работ ваших студентов мы ничего не знали про город Нальчик, и сейчас открыли для себя не просто фильмы, а какую-то целую невиданную нами картину мира. При этом тот же Кантемир Балагов говорит о том, что он никакой не самородок, он сам называет себя «овощем» - но вот вы приехали в Нальчик, и вырастили там из «овоща» молодого режиссера европейского уровня. Если бы вы приехали в другой город, результаты были бы теми же?

Не обязательно. Я не очень верю, что русские молодые люди пойдут ко мне учиться. Я наивно полагал, что на Кавказе есть некое изначальное уважение к человеку другого возраста, к статусу учителя и т.д. До Нальчика у меня был опыт ведения занятий в Польше, в киношколе Анджея Вайды, немного в Японии, но представить себе, что я наберу курс в России, я не мог. Согласился после того, как ректор университа Барасби Карамурзов и Альберт Саральп, представитель Кабардино-Балкарии в Санкт-Петербурге, ответили «да» на все мои условия. Это не касалось зарплаты, это даже не обсуждалось - все работники высшей школы в Закавказье получают гроши. Это касалось создания инфраструктуры. Трудно, конечно, было. Потому что изначальная база у поступивших была нулевая. На приемных экзаменах я спрашивал, кто такой Эйзенштейн, - этого никто не знал, за исключением одного парня, которому было 36 лет… Хотя педагоги Москвы и Петербурга говорят, что и там уровень поступающих почти такой же. Но на Северном Кавказе вообще нет филармонической деятельности, нет серьезных театров, нет картинных галерей. Вывески, магазины, рестораны - да, а всего остального нет.

- А это важно? В Италии культура на каждом шагу, а кино сейчас тоже почти нет.

Давайте я наберу в Италии группу студентов - уверен, что получится десяток лучших режиссеров мира. Надо только внимательно понимать, кто у тебя учится, в каждом поддерживать его специфические способности, не требовать универсализма и быть жестоким, настойчивым.

- Вам самому этот педагогический опыт что-то дал?

Нет. И очень много разочарований. В характере национальном. Я понимаю, что никакой традиции внутри уже нет. Хотя нас все время убеждали, что в кавказском регионе это не так. Я этого уже не увидел. Не увидел воспитания внутри семьи, за редчайшим исключением. Был поражен тем, что нет навыка настойчиво трудиться. Тем, что в домах почти нет библиотек. Родители были растеряны перед уровнем тех задач, которые ставились перед их детьми. Я же встречался с родителями всех, кто ко мне поступил, ежегодно! Рассказывал каждому из них, что происходит с их дочерью или сыном.

Как вы отнеслись к сцене в «Тесноте», которая разозлила членов жюри на Каннском фестивале - с показом подлинных кадров казни российских солдат?

Эта сцена была продолжительнее. Мы договорились, что она будет короче. У меня была большая борьба с Кантемиром за решительное сокращение фильма. Он и сейчас в недостаточной степени сжат, уплотнен. Вообще в этом фильме много профессиональных задач не выполнено. У Кантемира есть внутреннее самомнение, которое не позволяло ему это сделать. Надеюсь, что у него это постепенно пройдет. Но я его предупреждал, что у этого фильма будет «звон» в силу еврейского материала. Если бы русская семья уезжала из Нальчика в 1990-х, никто бы не обратил на этот фильм внимания. Я вообще не люблю кино на еврейскую тему, потому что мне неизвестны фильмы, где авторы относятся к этой теме честно, серьезно. Все, что я видел, включая фильмы больших режиссеров, - это использование кошмарной трагедии.

Я оцениваю «Тесноту» на твердую «четверку». У меня как художественного руководителя, была полная власть делать все, что я считаю нужным при завершении работы над фильмом. Но я никогда не пользуюсь этой властью. Моя задача - сказать, что я думаю, показать, как это можно сделать профессионально. Но «Тесноту» сгубила гордыня ее автора. Теперь все будет зависеть от того, что он снимет дальше. Я вообще к первым работам отношусь очень спокойно и считаю, что и моя первая работа была переоценена, у нее очень много недостатков - по объективным причинам. Мне нужно 40 секунд, чтобы понять в чем проблема любой картины, потому что я сам проходил через это, я сам совершаю много ошибок. Помимо, может быть, Бергмана, Феллини, Муратовой или Хамдамова я не знаю других имен, которые могут создать в кино великие произведения. Только у них были шансы рождать в кино то, что мы могли бы положить на полочку рядом с великими литературными произведениями - Томасом Манном, например.

Конечно. Я просто силовым образом заставлял их читать. Я стремился показать, что первыми режиссерами были писатели. Как они раскадровывали сцены, как выстраивали эстетику, как они умели не договаривать все до конца. Сейчас каждый второй режиссер стремится всё разжевать, договорить до конца. Такая буквальность возникает, что нецензурная лексика звучит даже из уст женщин, что в русской культуре как-то нехорошо.

- Насколько я знаю, вам мат в кино никогда не был нужен.

Совершенно не нужен. При том что я бывал в ситуациях, когда люди погибали, были на грани жизни и смерти, я слышал, как они разговаривают между собой. Употребление мата русскими женщинами (а сейчас каждая вторая говорит на этом языке) говорит о деградации мужского начала в обществе. Мат - это только мужской язык, сугубо мужской способ общения. Таковым он и должен оставаться.

- Но ведь режиссер должны отображать то, что происходит в жизни - в том числе с женщинами.

Если он это считает нужным, если это вдруг стало входить в его задачу (раньше не входило), то Бог ему судья. Конечно, это должен решать для себя каждый режиссер. Я считаю, что у всего, что существует публично, должна быть своя строгая задача, за всем стоять своя мера ответственности. Если мы внедряем в театре, кинематографе нецензурную лексику, то ждите, пожалуйста, когда ваш сын или дочка пошлют вас по известному адресу. Причем они даже не будут понимать, почему это плохо.

- А если вы снимаете драму из гущи народной жизни?

Так я и снимал - и на войне, и солдат снимал, и матросскую среду снимал, и всякую. И никогда ни у меня, ни у тех, кто у меня снимался, не было ни малейшей потребности, так выражаться - даже в боевых условиях.

- Сейчас, когда вы уже многое сделали для своих ребят, вы собираетесь вернуться в кино?

Есть идея, которая медленно начинает оживать. Это история периода 1935-45-го годов, с очень сложным для меня киноязыком, я на таком языке еще не работал. И монтаж, и драматургия будет абсолютно для меня не характерны. Я не могу ничего больше сказать, очень боюсь делиться не до конца сформулированными идеями.

- Это российская история?

История европейская. Будет один персонаж из Советского Союза, все остальные герои - европейцы. Российских денег в фильме тоже не будет. Зрителя в России у меня практически нет. В кино, то, что я делаю, не показывается. На телевидении существует запрет на показы моих фильмов - и игровых, и документальных. В том числе на «Фауста» и «Русский ковчег». Даже «Блокадную книгу» по Гранину не разрешают показывать. Шансов на родине у меня сейчас почти нет. Хотя я совершенно не экспортный и не импортный человек, я российский человек. Я получил образование на родине, овладел профессией не с помощью европейских киношкол, я всему сам учился.

- Вы сейчас в большей степени, чем раньше, комментируете какие-то общественные события.

Потому что я в тревоге за то, что происходит в стране. Я был свидетелем, когда гнобили Ростроповича и Вишневскую, Солженицына, диссидентов, наших выдающихся людей, я все это помню. Я ничего не сделал в их защиту, даже осмыслить по-настоящему это не мог. Это потом уже наградой моей жизни было то, что однажды раздался звонок от Александра Исаевича, звонок от Ростроповича. Я не понимал вообще, за что мне это, при той моей вине перед ними - как это может быть, что они мне звонят, предлагают встречу? Сегодняшнее общественное положение я не воспринимаю как трагедию, я воспринимаю его как беду. Но думаю, что никакого значения для общественной жизни страны я не имею. На церемонии вручения премии «Ника» я сказал то, что не мог не сказать. У меня не было другой возможности высказаться. У меня ведь один паспорт. У меня нет сбережений, нет дачи, я не защищен так же, как и все остальные мои соотечественники. И когда я вижу, как ОМОН ведет себя с девчонками на митингах, я закипаю. Я не мог тогда промолчать.

- Что будет происходить с «Матильдой», по вашему мнению?

Все будет нормально. Фильм будет показан, а ситуация вокруг него свидетельствует лишь об одном: количество больных людей умножается. А еще о том, что абсолютно никто не гарантирует действие Конституции Российской Федерации. Силы, которые могли бы его гарантировать, иссякают. А самое неприятное, что может произойти, - это начало работы над ее изменением... Самое печальное для меня, что я ничего не могу сделать для облегчения ситуации в стране. Хотя я понимаю, что надо менять - это настолько просто и очевидно, что даже я это вижу, не являясь профессионалом в политике или в политэкономии.

Как вы относитесь к новым технологиям? Не хотели бы снять кино в формате «виртуальной реальности», используя пространство на 360 градусов?

Это всё пока игрушки. Так же, как все эти 3D и фокусы со звуком. Лично для меня этот технический прием мало что открывает. Это все равно, что пытаться уничтожить в театре сцену. А я очень не люблю, когда актер спрыгивает со сцены и начинает играть рядом с тобой, хватать тебя за руки, за уши. Потому что есть мир условности, который для человека очень важен. Вообще визуальное творчество - это оружие, которое может наносить человеку глубокие, не заживающие раны. И это гораздо опаснее, чем идеологическая война и экологические проблемы. Вы сами видите, как с помощью телевидения, узко- и остронаправленного, можно управлять миллионами людей. А когда вы внедрите везде инструмент «виртуальной реальности», то вообще надежды не будет. Человека убить очень просто, и в кино нам показывают миллион разных способов. Особенно это умеют делать скуластые американские режиссеры - они покажут вам как человек кричит, мучается, объяснят, что убивать человека нестрашно. Мы живем в условиях неуправляемого прогресса. Не прогресса, а хаоса. Стив Джобс повел нас туда, куда и сам не знал. В этом будущем мы не были, оттуда никто не вернулся. Вот Лев Толстой сходил на войну в своем романе, вернулся к своим читателям-современникам и рассказал им, что он там увидел. Но Толстого сейчас нет, и сходить в будущее или прошлое некому. Поэтому нам остается только хаос.

Похожие публикации