Строительный портал - Kraska-yug

Развитие речевой активности детей. Формирование речевой активности старших дошкольников с онр

Стимулирование речевой активности детей.

Учитель-логопед

ГБОУ Школа № 2065 СПДС 2,3

Шабалина Ольга Борисовна

Цель: - формирование грамматического строя речи;

Развитие монологической и диалогической речи

Задачи: - установление эмоционального контакта с ребенком;

Развивать навыки речевого общения;

Развивать слуховое, зрительное восприятие;

Развивать подвижность органов артикуляции

К.Д.Ушинский доказал: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог родное слово!».

В настоящее время дошкольные образовательные организации находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

1) дошкольный возраст – это расцвет речевой активности ребенка, формирование всех сторон речи, усвоение дошкольником норм и правил родного языка;

2) речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;

3) значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;

4) постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;

5) существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

6) глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

Поэтому важно начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Известные ученые Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Основные задачи развития речи сформулированы в ФГОС ДО. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.[ФГОС ДО].

Задачами являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников. Ряд дидактов (Е.И. Перовский, Е.Я.Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) выделяли три группы методов: словесные, наглядные, практические. Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов. Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т.д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность. Практические методы: дидактические игры; дидактические упражнения; хороводные игры; игры – драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами.

Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

С детьми нужно постоянно разговаривать, чтобы ребенок слышал и слушал обращенную к нему речь. Эффективный прием в работе с детьми – это использование малых форм фольклора. Использование народных игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К.Д. Ушинский, Е.М. Водовозова, Е.И.Тихеева, П.Ф.Лесгафт. Ушинский К.Д. подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например:

“Петушок – петушок…”,

“Ладушки – ладушки…”,

“Идет коза рогатая…”,

“Пошел котик на торжок”,

“Чики – чики - чикалочки”.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе - кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных упражнений. Их может педагог использовать как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время. Звукоподражание - эффективный метод активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, «Поезд едет– чух – чух – чух»; «Петушок поет – ку-ка – ре – ку»; «Часы идут – тик – так» и т.д.

Приобщение детей к художественной литературе, знакомство со стихами известных детских поэтов начинается с малых лет. А. Барто “Игрушки”, З. Александрова “Раз, два, три, четыре, пять!”, В. Берестов “Большая кукла”; Е. Чарушин “Курочка”; Л. Толстой “У Розки были щенки”; Л. Павлова “У кого какая мама?” В раннем возрасте происходит знакомство со сказкой: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”.

Педагоги в работе с малышами могут использовать упражнения на развитие речевого дыхания: «Сдуй снежинку», «Бабочка, лети», «Забей гол», «Задуй свечу» и другие способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.

Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

В младшем дошкольном возрасте подвижные игры сопровождаются стихами, например, игра «Пузырь». Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», « Этот пальчик – дедушка…», « Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.

Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Они представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков Лего. Детям младшего возраста необходимо подобрать Лего крупного размера.

Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) в работе по активизации речи детей играет немаловажное значение. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь.

Песочная терапия - это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Применение данного метода целесообразно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.

Создание условий для речевого развития детей.

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Дети познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя: наборы картинок с реалистичными изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек; наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики; разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой; серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации); сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социально-бытовой), крупного формата; разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки); уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.

Таким образом, активизация речи детей раннего возраста и дошкольников осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Результатом вашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.

Литература.

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400с.//[Электронныйресурс]/Режимдоступа:http://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-107.shtml

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада./ Бондаренко А.К. - 2_е изд., дораб. - М.: Просвящение, 1991.

3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. / Бондаренко А.К. - М., Просвящение, 1974.

4.Венгер Л.А.,Мухина В.С. Детская психология. / Венгер Л.А.,Мухина В.С. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000

В современной науке речь рассматривается как особый вид деятельности. Понятие «речевая активность» достаточно новое.

Речь - способность говорить.

Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, от простого к сложному.

Известный психолог и лингвист Ф.А.Сохин считал, что направление исследований в области психологии детской речи и в методике зависит от понимания главного механизма развития речи, овладения языком.

Основная цель речевого развития - доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.

В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:

  • - общении взрослых и детей;
  • - культурная языковая среда, речь воспитателя;
  • - обучение родной речи на занятиях;
  • - художественная литература;
  • - различные виды искусства.

Изучение и развитие речи дошкольников должно происходить прежде всего в контексте игры. Именно ее характером определяются функции, содержание и средства общения дошкольников с окружающими.

При решении задач повышения речевой активности воспитатель использует в своей работе специальное обучение - речевые упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению.

В процессе подвижных игр, в ходе утренней гимнастики проводятся упражнения, в которых речевой материал сочетается с действиями ребенка.

В игре, сопровождаемой художественным словом, дети легко усваивают музыкальность, напевность, ритмичность родного слова.

По мнению М.С.Каган, игра - это системообразующая сила, обеспечивающая своеобразие и целостность культуры детства.

Для повышения речевой активности используются также театрализованные игры. Использование театральных приемов на занятиях по развитию речи рассматривается как метод разностороннего развития дошкольника.

Также для развития речевой активности используются потешки, прибаутки, сказки, главная их роль - в овладении речью. Ритм потешек и колыбельных заставляют прислушиваться детей, а это залог того, что ребенок быстрее заговорит, причем правильно, то есть грамотно, красиво.

Запоминание стихов и сказок является важным источником развития речи.

Дидактическая игра тоже может служить формой обучения, способствующей усвоению, закреплению и систематизации знаний и возможности использования ее в речевом развитии детей дошкольного возраста. [ 2.50]

Полезны и интересны детям младшего возраста всевозможные игры со словом. Применение таких игр способствует развитию речи, формированию словарного запаса.

Развитию речи также способствует бытовая деятельность. Ее преимущество в естественности обстановки, при которой дети легче вступают в общение. У воспитателя есть возможность поговорить со многими детьми, разнообразить тематику разговоров с ними. В процессе бытовой деятельности (одевания, гимнастики, прогулки, питания, приготовления ко сну) чрезвычайно обогащается словарь детей, формируются навыки диалогической речи.

Важным средством развития речи является языковая среда. Речь, которую дети постоянно слышат, все, что им читают и рассказывают, а также привлечение их внимания к языковому материалу обеспечивают формирование так называемого «чувства языка», которое в свою очередь, способствует усвоению культуры речи.

Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Поэтому очень важно, чтобы речь взрослых была содержательной, грамотной, разнообразной, выразительной, точной.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

В общении с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать их возрастные особенности и говорить с ними так, чтобы им было все понятно, чтобы речь педагога доходила до совершенства.

Развитию речевой активности также помогают пальчиковые игры, которые дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Персонажи пальчиковых игр - нравятся малышам, они с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения.

Объединение художественного слова, музыки, пения и элементов игры помогает постепенно приобщать малышей к простым играм-драматизациям с понятным и интересным для них сюжетом, играм-забавам, играм-хороводам. Все эти игры помогают развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста.

Общение - взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина).

Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения.

В исследованиях, проведенных под руководством М.И.Лисиной, установлено, что характер общения определяет содержание и уровень речевого развития детей.

Для детей 3-4 лет характерно расширение функций речи, она становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими малышами. Характерна общая речевая активность малышей: они повторяют, то что слышат, воспроизводят речевые конструкции и незнакомые слова, рифмуют слова. Начинает формироваться планирующая функция речи, которая проявляется в практической деятельности (рисование, конструирование).

Для повышения речевой активности очень важна речевая среда.

Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций, возникновению новых форм. В ролевой игре возникает потребность в контекстной, монологической речи, здесь же совершенствуется диалог.

Сердцевину диалога составляют диалогические отношения, проявляющиеся в готовности к встрече с партнером, в принятии его как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, сопереживания, содействия.

Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по - настоящему чувствуют себя равными, свободными. Здесь они учатся самоорганизации, самоконтролю, умению договариваться в процессе игры. Диалогу со сверстником нужно учить. Учить диалогу, учить языковым играм, учить словесному творчеству.

Новые потребности общения и ведущей деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится более связной. Собственная речь ребенка уже включена в его деятельность, часто сопровождая его манипулирования с предметами, игрушками: ребенок баюкает куклу, обращается к мишке, которого кормит и т.п. Постепенно на основе общения со взрослым речь ребенка начинает выполнять функцию организации его действий, входя в них как обязательный компонент.

Характер, формы и средства общения дошкольников в игре зависят прежде всего от ее содержания. Только содержательные игры создают условия для разнообразной речевой практики детей.

На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно.

Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Дети достаточно успешно осваивают так называемый бытовой словарь, что помогает им общаться.

На четвертом году жизни постепенно увеличивается число простых распространенных предложений, появляются сложные предложения.

С дошкольниками четвертого года жизни планируются специальные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильной речи, по воспитанию интереса к художественному слову и накоплению литературного багажа.

Вывод: развитие речевой активности происходит в игровой деятельности. Цель речевого развития - доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа. Существуют средства и методы повышения речевой активности, воспитатель использует в своей работе специальное обучение - речевые упражнения, словесные игры, подвижные игры, пальчиковые, использует театральные приемы. Речь развивается в общении со взрослыми и сверстниками. Особое значение в речевом развитии имеет диалог. В игровой деятельности обогащается словарь ребенка. Все это ведет к повышению речевой активности.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБДОУ Детский сад №31 Презентация Развитие речевой активности старших дошкольников Выполнила воспитатель Ковшова Н.Н. Бийск 2017

Развитие желания и умения будущих школьников проявлять любознательность и инициативу с целью получения новых знаний; - необходимость создания эффективной речевой среды; - приобщение дошкольников к важнейшим сферам деятельности. Актуальность

Задачи: - Изучить данную тему в литературе. - Проанализировать особенности речи детей старшего дошкольного возраста. - Подобрать методы и приемы, которые способствуют проявлению интереса к художественной литературе.

Согласно ФГОС дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя: - практическое овладение детьми нормами речи; - обогащение, уточнение и активизация словаря детей; - совершенствование фонематического восприятия; - развитие связной речи (диалогической и монологической форм); - формирование интереса к детской литературе; - закрепление умения правильного произношения звуков, отчетливой и ясной речи.

По развитию связной речи в старшем дошкольном возрасте ставятся задачи: - развивать умение интересно, связно, последовательно описывать простые случаи из своей жизни; - учить соблюдать логику развития сюжета; - совершенствовать умение понимать и передавать в речи некоторые связи между наблюдаемыми явлениями, делать выводы; - учить говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения; - развивать интонационную выразительность речи; - развивать умение последовательно и грамматически правильно излагать мысль.

Принципы развития речи: - взаимосвязь над различными сторонами речи; - формирование элементарного осознания явлений языка; - коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи; - развитие языкового чутья; - обеспечение активной языковой практики; - обогащение мотивации речевой деятельности; - взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития.

Средства развития речи: - общение взрослых и детей; - культурная языковая среда; - художественная литература; - театр, музыка, изобразительное искусство.

Методы речевого развития: Наглядные (экскурсии, наблюдения на прогулке; рассматривание игрушек и картин, рассказывание по ним)

Словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, беседа)

Практические (драматизация, инсценирование, дидактические игры)

Приемы развития речи: Словесные (вопрос, речевой образец, объяснение, повторное проговаривание, оценка детской речи) Наглядные (показ органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению, показ иллюстрированного материала) Игровые (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игровые проблемы - практические ситуации)

Список использованной литературы: Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи./Дошкольное воспитание. 2013 г. Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. Москва, 2015 г. Комарова С.В. Речь, общение, система, творчество. Развитие речи дошкольников Содействие 2014 г. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями Литур 2015 г. Картинки https://yandex.ru/images


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования

В статье раскрывается взаимосвязь детского жкспериментирования и познавательной деятельности дошкольников....

Творческие способности подразумевают наличие подвижности мышления, быстрые ориентировки нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является умение перено...

Доклад из опыта работы: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Актуальность избранной мною темы на современном этапе очевидна.Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исс...

Аннотация: Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит в какую-либо деятельность. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования недаром развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область.

Развитие речевой активности детей в процессе разных видов деятельности

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит в какую-либо деятельность.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования недаром развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область.

ФГОС ДО определяет следующие образовательные области:

1. Социально-коммуникативное развитие

2. Познавательное развитие

3. Художественно-эстетическое развитие

4. Физическое развитие

5. Речевое развитие

Образовательная область «Речевое развитие» включает:

  1. владение речью как средством общения и культуры;
  2. обогащение активного словаря;
  3. развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  4. развитие речевого творчества;
  5. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  6. знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  7. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является:

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Для детей дошкольного возраста ФГОС определяет следующие виды деятельности :

  • Коммуникативная
  • Трудовая
  • Познавательно-исследовательская
  • Продуктивная
  • Музыкально-художественная
  • Чтение
  • Игровая

Развитие речи и коммуникативная деятельность

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.

В этом нам помогут игры, направленные на развитие навыков общения:

  • «Кто к нам пришел?», «Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик дружбы», «Прокати мяч и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», «Поздоровайся!», «Нужно делать так!», « Подари улыбку другу», «Узнай по голосу».

Можно посмотреть картотеку «Развитие навыков общения», где представлены эти и другие игры.

Трудовая деятельность:

Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др.

Познавательно-исследовательская:

Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи:

Способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность

Обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии

Поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности

Привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности

Продуктивная (художественная) деятельность:

Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, помогает оречевлять свою деятельность. После занятия, например, по рисованию, можно обговорить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.

Музыкальная деятельность:

Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

Совместно решаются и речевые задачи:

Культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

Формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

Развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Восприятие художественной литературы:

Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т.д.

Таким образом, у детей будет формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона, выразительность.

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры

Игры-эксперименты — особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Злобина Ирина Григорьевна,
учитель-логопед

 Изучение речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Сафонова О.В. ПГПУ им. В.Г.Белинского, г. Пенза Дошкольный возраст - период интенсивного развития ребенка, и своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий нормального психического развития ребенка. Активное пользование ею имеет важное значение для формирования полноценной личности, гармоничного психофизического развития и успешного обучения в школе. Задержка появления речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания ребенка. Изучению речи дошкольников с общим недоразвитием речи посвящены многочисленные исследования. Внимание специалистов обращается преимущественно на отдельные направления речевой и психической деятельности детей с недоразвитием речи. Р. Е. Левина, М. Е. Хватцев, В. К. Орфинская, Р. А. Белова-Давид, Н. Н. Трауготт, О. Н. Усанова, Е. М. Мастюкова, С. Н. Шаховская, говоря о выраженных отклонениях в формировании произносительной стороны речи, фонематического восприятия, словаря, грамматического строя и понимания речи, отмечают низкую речевую активность детей данной категории. У детей, как правило, возникают замкнутость, неуверенность в себе, негативизм. Доказано, что отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи в известной мере усугубляют речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. Следовательно, нарушается одна из основных функций речи - коммуникативная, что в еще большей степени затормаживает речевое развитие. Однако, среди практических разработок комплексного развития речевых и психических процессов в условиях общего недоразвития речи нами не найдено решение проблемы активизации речевого общения детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Проблема изучения речевой активности детей с ОНР представляется очень важной, поскольку "чтобы научиться говорить, надо говорить" . Для того чтобы ребенок успешно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он практически пользовался ею, вступал в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. Важнейшим принципом изучения активности является принцип единства сознания и деятельности, выдвинутый С. Л. Рубинштейном и раскрытый в работах А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Е. В. Шороховой, Л. И. Божович, П. М. Якобсона, В. С. Мерлина и др. Важнейшей категорией рассматриваемого принципа является деятельность. Она, по выражению Б. Ф. Ломова, является специфической формой активности, свойственной человеку и обществу. "Бытие человека раскрывается этой категорией как активность, преобразующая действительность" . Использование принципа системного подхода связано с тем фактом, что причиной поведенческих актов человека выступает не отдельное событие, а система событий или ситуация. В поведении человека в качестве системообразующего фактора могут выступать мотивы, цели, задачи, установки, субъективно-личностные отношения, эмоциональные состояния и т.д. Оценивая важность системного подхода к изучению активности, К. А. Абульханова-Славская утверждает: "Если же придерживаться системного принципа анализа, то можно приблизиться к пониманию разных способов активности, разных "способов существования" в их сложной соподчиненности". Целью данной части исследования явилось изучение состояния речевой активности, речевой деятельности и личности детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Констатирующий эксперимент был направлен на выявление уровня речевой и личностной активности и взаимосвязи с уровнями личностного развития детей. При проведении констатирующего исследования мы руководствовались тем, что изучение активности речевой деятельности и ее взаимосвязи с индивидуально-типологическими особенностями детей необходимо для понимания специфических особенностей формирования психики детей, дальнейшего углубления представлений о сущности общего недоразвития речи и для определения путей повышения эффективности логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Объектом исследования была речь и деятельность детей старшего дошкольного возраста. Испытуемыми являлись 95 воспитанников старших и подготовительных групп. На первом этапе изучались речевая активность детей в игровой, трудовой, учебной деятельности и общении. При исследовании речи в разных видах деятельности мы опирались на понимание структуры речевой активности, предложенной М. Р. Львовым . В качестве компонентов речевой активности мы выделяем: * количество речевых реакций в разнообразных ситуациях; * выбор игр, занятий, связанных с речью; * быстроту и точность выбора слов, а также элементов содержания речи; * быстроту и правильность развертывания синтаксических конструкций; * реакцию на поступок или высказывание других. Первый раздел исследования мы проводили методом планомерного и целенаправленного фиксирования фактов в естественных условиях повседневной жизни. При наблюдении соблюдались определенные условия: предварительное знакомство с группой детей, адаптация в их среде. Для того чтобы расположить детей к себе, мы на протяжении недели проводили различные игры-знакомства. Это были игры со сказочными героями, подвижные игры, двигательные игры. Известно, что дети, осуществляя какую-либо деятельность, обычно по собственной инициативе говорят по поводу того, что они делают, отмечают возникшие трудности, огорчаются неудачам и т.д. Наши наблюдения и анализ полученных данных свидетельствуют, что дети в ходе любого вида деятельности не так часто как нормально развивающиеся дети по своей инициативе прибегают к речи. Для получения объективных данных наблюдение проводилось последовательно и систематично. За каждым ребенком наблюдали не менее 2-3 раз в одних и тех же видах деятельности. Наблюдение осуществлялось одновременно за 2-мя испытуемыми в течение 15 минут в знакомой обстановке - в комнате группы. Во время наблюдения экспериментатор не вмешивался в деятельность детей, за исключением тех случаев, когда они сами обращались к нему с вопросами. Фиксировались действия испытуемых, общий объем речевой продукции (количество слов) за данный промежуток времени и объем единичного высказывания (фразы, слова) детей. Отмечалось построение высказываний. Полученные данные послужили критерием при установлении количественного показателя активности речевого общения. По данным наблюдений, выделены 3 группы детей, различающихся по степени активности пользования речью. В 1 группу вошли дошкольники, которые за 15 минут сказали от 0 до 20 слов; во 2-ую - от 20 до 50 слов; в 3-ю - от 50 и более слов. Большинство старших дошкольников с общим недоразвитием речи мало говорят во время деятельности. 58 человек (61 %) детей попали в самую слабую 1 группу, что свидетельствует о том, что они находятся на низком уровне активного пользования речью. Дети, вошедшие в первую группу, самостоятельно за 15 минут сказали в среднем 14 слов. Все они предпочитают игры в одиночестве (игры с куклами, мягкими игрушками, машинками; мозаику, пазлы, конструктор). Во время деятельности молчат или сопровождают свои действия констатирующими одно-двух-трехсловными предложениями. Выбирают занятия трудом, не требующие речевых действий - чистка снега, постройка горки, лепка, рисование, помощь в накрывании столов. На занятиях воспитателя и логопеда стараются молчать, отвечают односложно, только на вопросы взрослых. В общении не проявляют инициативу, подчиняются инструкциям со стороны взрослых или сверстников. Приводим выписку из протокола наблюдения. Данил А. (5, 9 лет)- общее недоразвитие речи 3-го уровня. Играет с машинкой один. "Джип. Поеду к папе. Он купит сладкое. Длынь-длынь. Бип-бип. Поволот. Еще. Плиехали." Лепит из пластилина. "Жилаф. Пластилин количневый, желтый. Длинную шею, хвост. Вот. Он из Афлики. Где моя доска? Холошо." На занятии по формированию математических представлений отвечает только на вопросы воспитателя: "Шесть. Белки семь. Меньше. Восемь. Фигулы геометлические. Клуг, квадлат, плямоугольник, тлеугольник". Беседует со взрослым, отвечая только на его вопросы: "Данил. Сколо шесть. В Пензе. С мамой, папой, бабушкой, дедушкой. Да. Есть собака. Джесси. Да". Самая малочисленная в количественном отношении 3 группа 10 человек (10,6 %). Детьми в среднем было произнесено 66 слов. Наблюдения показали, что дети задают тему игры и стараются вовлечь в нее других. Их речевые действия инициативны и отличаются быстрой реакцией на действия и вопросы партнеров по общению. В речи присутствуют простые развернутые предложения и сложные синтаксические конструкции. В трудовой деятельности проявляют речевую активность, обращаясь с предложениями, просьбами, вопросами к сверстникам и взрослым. Выбирают занятия, где требуется совместная деятельность. На учебных занятиях поднимают руки для ответа, выкрикивают с места, перебивают других, отвечают полными ответами и развернутыми предложениями с элементами грамматического недоразвития. С радостью откликаются на общение и разворачивают его, стараются вовлечь в разговор взрослых и детей. Они относительно легко привыкают к незнакомым людям, стремятся к контактам с окружающими, отличаются желанием выделиться среди сверстников. Пример: Ася Ж. (6, 2 года) - общее недоразвитие речи 3-го уровня. Играет с Леной С. в "дочки-матери". "Давайте все играть в "дочки-матери". Я буду мамой, а ты - дочка. Нет, давай лучше мы будем мамами, и у нас будут дочки. Я вот эту куклу возьму. Ну, я же первая тебе сказала. Как ты ее назовешь? А у меня будет Марина. Мы пойдем с ней в большой магазин. Что тебе дочка купить? Лена, ты, что купишь своей? А моя просит шоколадку. Давай позовем Свету. Света, пойдем играть. Ты будешь продавцом, потому что мы идем в магазин". Наблюдения показали, что активность речи детей вариативно выражена в зависимости от вида деятельности. Результаты отражены в таблице 1. Таблица 1 Проявление речевой активности детей в игровой, трудовой, учебной деятельности и общении Уровень речевой активностиКоличество детейИгровая деятельностьТрудовая деятельностьУчебная деятельностьОбщениечеловек %человек%человек%человек%1 группа - низкий уровень5557,964 67,45861 5456,9 2 группа - средний уровень2930,5 2324,2 2627,4 3132,6 3 группа - высокий уровень1111,6 88,41111,6 1010,5 Сравнительно одинаковые показатели количества детей оказались в игровой деятельности и общении. Снижение речевой активности детей в трудовой деятельности объясняется нами тем, что занятия трудом изначально предполагают индивидуальное выполнение заданий и ограничение речевой коммуникации. Бедный словарный запас, недостаточный уровень владения связной речью и другие проявления речевого недоразвития отразились на увеличении количества детей 1 группы в учебной деятельности. На примерах видно, как различается речевая активность детей, имеющих одинаковый речевой диагноз. По-видимому, это связано с индивидуально-типологическими особенностями детей, в частности с социальной активностью личности, что выдвигает необходимость в следующих исследованиях. Совершенно очевидна необходимость знания тех отклонений в развитии личности ребенка с нарушениями речи, на которые следует направить коррекционное воздействие для активизации речевого общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Библиографический список: 1. Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. - 1985. - № 5. 2. Левина, Р. Е. Свойства личности и овладение речью в норме и патологии / Р. Е. Левина // Изучение личности аномального ребенка. - М., 1977. 3. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. - М., 1984. 4. Львов, М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. - М., 2000. 5. Шаховская, С. Н. Развитие общения детей с нарушениями речи / С. Н. Шаховская // Коррекционная педагогика - вчера, сегодня, завтра. Сб. научно-метод. матер. - М., 1997.

Похожие публикации