Строительный портал - Kraska-yug

Постановка звука п. Самый оптимальный способ постановки звука Л: как пароходик подружился с индюшонком

Упражнения в произнесении звука «П»

В этом упражнении нужно сомкнуть губы.
С усилием произносите: «п–п–п».

2) Песенка мышки

Спойте вместе с вашим малышом песенку маленькой мышки: «Пи – пи – пи!»

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки, произносим слоги «па», «по», «пу», «пы» при каждом соприкосновении.

4) Кошки - мышки

Поиграйте с ребенком в эту игру. Здесь ребенок выполняет роль мышки, а вы – роль кошки. «Мышка» говорит «пи – пи - пи» и убегает от «кошки». А «кошка» в свою очередь пытается поймать «мышку».

5) Потешка

Выучите с ребенком потешку:

6) Скороговорка

Упражнения в произнесении звука «Б»

1) Артикуляционная гимнастика

Добиваемся четкого и звонкого звука «б – б - б».
Для этого плотно смыкаем губы, через которые резко вырывается воздух.

2) Артикуляционное упражнение

Артикуляционная гимнастика «поиграем на губах». При упражнении произносит длительно звук «Б».

3) Звукоподражания

Би - би (машина), бом – бом (барабан).

4) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки, произносим слоги «ба», «бо», «бу», «бы» при каждом соприкосновении.
Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

5) Потешка

Выучите с ребенком потешку:

6) Скороговорка

Повторите с ребенком скороговорку:

7) Глухой или звонкий?

Нужно научить ребенка слышать звуки правильно и различать их. Произносите звукоподражания «би-би» и «пи-пи».
Затем спросите: «Где машина, а где мышонок?»

Приветствую вас, дорогие читатели и подписчики моего блога!
Угадайте, какая связь между пароходом, парусом и индюком? У парохода есть парус и он перевозит индюка? Не совсем так, хотя наверняка именно на таких судах к нам завезли из Нового Света этих домашних птиц. Разгадка поможет раскрыть все способы и приемы постановки звука Л.

В этой статье я спешу . И, прочитав статью до конца, вы найдете ответ на этот и другие вопросы, но обо всем по порядку. В начале своей работы над звуком логопед выясняет, каким образом он нарушен и какие проблемы с его произношением существуют у ребенка.

Есть ли у него дизартрия? Увеличены ли аденоиды? Все ли у него хорошо с органами ЛОР, дыханием, голосом? Звук Л — твердый и сонорный. После диагностики и во время подготовительных занятий можно уже определиться с методами и способами коррекции . И какие инструменты и вспомогательные материалы могут пригодиться на этом этапе.

Выстраиваем тактику и стратегию в зависимости от особенностей артикуляционного аппарата детей. Какие есть способы? Мы рассмотрим следующие:

  • по подражанию
  • постановка от мягкого звука ЛЬ
  • с помощью “болтушки” (“индюк”)
  • от паруса
  • с механической поддержкой (использование шпателя, чайной ложки, зонда “восьмерка”, ватной палочки)
  • от “парохода”

По подражанию

Сказка про маленький пароходик.

Жил на свете маленький пароходик Микки, который не хотел гудеть.
Мама ему говорила, как это нехорошо, воспитанные суденышки всегда гудят, если встретят другие кораблики на своем пути.
Папа говорил: “Ты такой маленький, тебя в тумане могут и не заметить.”
Однажды случилась такая история: Микки заблудился. Заигрался он с веселыми разноцветными рыбками, которые выпрыгивали из воды. Не заметил, как поднялся туман. Хотел он загудеть, а у него не получилось. Давай покажем ему, как надо гудеть.

Покажите, как широкий язык (Я) поднять за верхние зубы(З).
Если не получается — сесть перед зеркалом вместе с малышом и показать,.
Показать на руках — сложить ладонь чашечкой, как будто хотите зачерпнуть воду (это Я) и упереть в другую ладонь, стоящую ребром (зубы).

Пароход гудит

Не получилось у пароходика загудеть. Ветра нет, полный штиль, парус не надувается. Не беда, попробую погрести веслами. Весла широкие (“лопата”- широкий язык лежит на нижней расслабленной губе). Весла шлепают по воде (пя-пя-пя и тя-тя-тя)

Самый простой и надежный способ, если нет осложнений в виде дизартрии и аденоидита. Зажимаем широкий Я между З и пытаемся произнести звуки Ы либо Л. Иногда получается сразу. Но порой приходится делать подготовку:

  • лопатка (блинчик) — держа широкий Я на свободной нижней губе — “блинчик на тарелочке”, плавно сдвигаем его в рот, останавливая между зубов
  • “месим тесто” — шлепаем по Я губами “пя-пя-пя” и зубами “тя-тя-тя”, потом “тя-тя-тя”либо “та-та-та” (что получается) переводим в лалала или ляляля соответственно, постукивая, прижимаем язык зубами и тянем “ЛЛЛЛЛ” и “ЛЬЛЬЛЬ”

Парус

После того, как межзубное Л закрепится, произношение станет стабильным, надо поднимать Я за З и переходить к способу постановки от “паруса”.
При межзубном произношении Л язык надо сразу поднимать вверх.

Подул ветерок, парус стал подниматься.

Способ тоже простой, но подходит только если язык широкий и удерживается в верхней позиции. Я поднять вверх за З и гудеть Л или ЛЬ. Совершенно не подходит, если замена Л на Г или НГ. Чтоб “парус” был менее выпуклый, можно слегка подталкивать его ватной палочкой или зондом. Лучше всего сочетать парус и пароход. Погудеть, затем сказать:”А теперь сделай тоже самое, но с парусом”, помочь палочкой и следить, чтобы рот не закрывался, можно держать зонд ”саночки” между боковых зубов.

С помощью механической поддержки

Но вдруг мачта сломалась, парус не поднимается, давай поможем.

Если парус не получается никак, но нет замены заднеязычный Г, и получается пароход, то просим малыша поднять Я за верхние З и гудеть как пароход. Можно использовать зонд, ватную или хлебную палочку, ручку чайной ложки или зубной щетки, все должно быть чистым, стерилизованным. Этот способ хорош при дизартрии, когда Я плохо управляем из-за нарушения иннервации, плохо удерживается или уходит в сторону.

Болтушка, индюк балаболит

Этот способ хорошо подходит, когда замена «Л» на «Г» (НГН). А также для маленьких детей в возрасте до 5 лет, так как звук Л сложный для постановки и требует некоторых волевых усилий и сознательных, произвольных действий.

Быстро водим Я вперед — назад кончиком по верхней губе, губы в улыбке, рот открыт, звук “блблбл”, постепенно замедляем движение, произнося “л-л-л” или ”ль-ль-ль”, затем задерживаем Я подольше за верхними З в положении “парус” , язык гладит верхние передние зубы изнутри, произнося “ЛЛЛЛ” или “ЛЬЛЬЛЬ”, затем падает на губу в положении “блинчик”, произнося “А” или “Э”. Я должен падать на губу, а не уходить в глубь рта.

Проплывает Микки, а на берегу индюк стоит. Приветствует его, балаболит. Побежал индюк навстречу. Посмотрел пароходик на индюка и стал веслом загребать.

От мягкого “ЛЬ”

Стоят рядом индюк и индюшонок. Папа говорит “ЛЛЛЛ”, а сын “ЛЬЛЬЛЬ”.
“Хочу как ты, папа”. Отец отвечает: “Хорошо, я тебя научу, но давай пригласим кораблик в гости, он наверно долго плыл.
Погода плохая, он замерз. Давай его напоим чаем”
Налили чай в чашечку.
Угостили его сладкими трубочками.
Индюшонок рассказал, как месил тесто для трубочек — «пя-пя-пя» и «тя-тя-тя» и сворачивал его.
А Микки показал, как он поднимает свой парус.
И покатал индюшонка на волнах вверх-вниз.(качели)

Очень часто звук ЛЬ уже имеется у детей или ставится первым. Происходит замена в речи Л на ЛЬ. Это бывает оттого, что у мягких звуков наблюдается палатализация, смычка неба не с кончиком Я, а с спинкой, Я при этом имеет неправильный тонус, а его кончик не выражен. Следовательно, надо делать массаж языка, чтоб он был более широкий, а также показаны упражнения:

  • парус
  • месим тесто

Просим малыша прикусить легко кончик языка, “поцарапать” его ногтем, чтобы он понимал, каким местом нужно упираться в нёбо (и за зубы). Делаем “качели”, чтобы ощущалась разница между выпуклым и вогнутым положением языка во рту.

Индюшонок помог поставить парус, постучал своим клювом «ДДДД»
“Папа, у меня не получается как у тебя. Я хочу показать Микки как гудеть.”
Отец помог индюшонку, поддержал его крылом

  1. Поставить палец в подбородочную ямку. Малыш произносит “ЛЬЛЬЛЬ”, надо нащупать ямку снизу, слегка надавить, если нет отклонения Я в сторону от средней линии и проблем с прикусом, то рефлекторно получится твердая фонема.
  2. Ладонью давить на подбородок снизу. При произношении “ЛЬ” подпереть тыльной стороной ладони подбородок. Когда произношение Л станет стабильным, пациент сам может держать свою руку.

От звука А

Подходит для детей старше 6 лет и взрослых.
Широко открыть рот и тянуть ”АААА”, затем быстро поднять язык и упереться за верхние зубы. Можно помочь шпателем, зондом или пальцем. Очень важно, чтоб воздушная струя шла на кончик языка, поэтому надо этот момент отработать, иначе получится носовой звук «НГ».

Поможем Микки прогудеть, чтобы мама и папа его услышали. Давайте будем вместе по команде поднимать парус, я скажу АААА, затем быстро поднимем его вверх. Нужна подпорка.

От “заборчика”

Иногда достаточно отработать положение губ в улыбке, не смыкая при “пароходе” или “парусе”. Если смыкаются губы и слышится «В», то надо раздвигать губы пальцами либо все время напоминать о ” ”. Хорошо, если клиент все время смотрит на положение своих органов речи в зеркале, так как зрительный контроль помогает понять, при каком положении звук произносить легче и четче.

И обязательно нужно улыбаться. Хорошее настроение залог успеха. И вот наконец-то Микки удалось загудеть. Его родители услышали и прогудели в ответ. Обрадовался маленький кораблик, помахал индюкам на прощание веслом, поблагодарил их за помощь и поплыл домой радостный и довольный.

После того, как звук Л поставлен, надо переходить к автоматизации его в слогах, словах и предложениях. Об этом читайте следующие статьи, следите за обновлениями блога. Желаю вам всего хорошего, до встречи!

Воспитателям логопеди­ческих групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку ус­воить правильное произношение звуков П, ПЬ, Б, БЬ.

В пособии предлагается практический материал по постановке, автоматизации и дифференциации данных звуков. Пособие содер­жит разнообразный лексический материал, описание игр и отдель­ных упражнений.

Егорова Ольга Владимировна

Учитель - логопед ГОУ - детский сад комбинированного вида 1547

г . Москвы

Звуки П, ПЬ, Б, БЬ

Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет

Издатель - А. Казаков

Редактор - Н. Ильякова

Корректор - И. Максимова

Обложка - Н. Залипаева

Оригинал-макет - А. Комолое

ГНОМ и Д» E-mail: *****@***ru

Сдано в набор 08.09.04. Подписано в печать 20.11.04. Печать офсетная. Объем 1,5 п. л. Формат 60x90/16. Тираж 2 000 экз. Заказ № 000.

Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ДПК Роспатента, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, стр. 1.

©ЕгороваО. В., 2004. ISBN -Х © Оформление «Издательство «Гном и Д», 2005.

Введение

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психичес­кие процессы, способность к понятийному мышлению. Рече­вое общение создает необходимые условия для развития раз­личных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, заме­ны, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает рече­вую активность малыша.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться пра­вильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено про­изнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, П, Б и др.

Структура пособия

Работа по каждому звуку включает в себя 3 раздела:

1. Артикуляция звука.

2. Постановка звука.

3. Практический материал по автоматизации и дифферен­циации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворе­ния, рассказы и игры).

Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При

работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стече­нием согласных звуков.

На заключительных этапах автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загад­ки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки, послови­цы проговаривать в спокойном темпе, обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и пра­вильно. Скороговорки вначале произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговор­ку, можно повторить её в быстром темпе. В работе с загадка­ми предлагать детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. Стихотворения желательно учить. Это способствует не толь­ко закреплению звука, но и развитию памяти. Рассказы чи­тать ребёнку спокойно, выразительно, чтобы он смог их за­помнить и пересказать. Игры проводить в оживлённой фор­ме, поощряя правильные ответы малыша.

Когда звуки, близкие по произношению, автоматизирова­ны, необходимо провести работу по их дифференциации. Диф­ференциацию звуков нужно начинать со слогов, постепенно переходя к словам, предложениям, стихотворениям и т. д.

Настоящее пособие предназначено для логопедов, воспи­тателей логопедических групп, родителей детей, имеющих недостатки в звукопроизношении.

DIV_ADBLOCK160">

Звук в начале слова: Пан, пай, пас, паж, паук, падать, пакет, паста, палец, Павел, палата, палка, пакля, пар, парк; пыль, пылить, пылесос, пыжик, пышка; пой, пот, пол, пост, поезд, помощь, почка, почва, почта, полк, полка, ползать, помидор, порт, порка; пуд, пух, путь, пуф, пуфик, пуск, пушка, пучок, пуля, пугало, пудра.

Звук в середине слова: Анапа, упаду, топать, капать, копать, купать, покупать, нападать, стопа, лапа, хлопать, толпа, тюльпаны, шляпа, запор, запарка, царапать, крупа, тропа; окопы, копыто, напылить; копоть, сапог, лапоть, напор.

Звук в конце слова: Топ, этап, тяп-ляп, сап, цап, арап, храп, драп, трап.

: Пка, пна, мпа; пла, плы, пло, плу; пра, пры, про, пру Топка, сопка, лапка, копна, лампа; пламя, планета, плавать, плавки, плакать, пластика, пластилин; плыть, плывун; плот, плод, плохо, плохой, дупло, сопло, плошка; плут, плуг, плутать; правда, правило; прыгать, прыгун; просто, простыня; прут, пруд.

3. Повтори предложения.

Паша пас овец. Паж поднял палец. Полк идет в порт. В парке на деревьях появились почки. Паровоз выпустил пар. На почте горит лампа. Павел поехал в Анапу. Толпа хлопала. Пылесос глотает пыль. У Пушка намокли лапки. Из дупла упали ягоды. Павел учит правило. Пугало охраняет плоды. Пушка стреляет: пуф. Папа покупает крупу. Павел отправился в путь. На полу пыль, нужен пылесос.

4. Повтори чистоговорки.

Па - па - па - мелкая крупа.

Пу - пу - пу - купили мы крупу.

Пы - пы - пы - нет уже крупы.

Па - па - па - идет папа.

Пу - пу - пу - еду в Анапу.

Попал пальцем в небо.

От топота копыт пыль по полю летит.

Поздно поднялся - день потерял.

В молодости не учился - жизнь потерял.

Признание - половина исправления.

6. Повтори скороговорки.

Стоит поп на копне, колпак на попе, Копна под попом, поп под колпаком.

Пара птиц порхала, порхала - Да и выпорхнула.

Поле-то не полото, Поле-то не полито, Просит полюшко попить - Нужно полюшко полить.

Единственное число" href="/text/category/edinstvennoe_chislo/" rel="bookmark">единственном числе , ребенок - во множественном.

Помидор - (помидоры). Пушка - (пушки).

Паук - (пауки). Подушка - (подушки).

Полка - (полки). Палатка - (палатки).

11. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пере­сказать его.

Степа отправился в поход. Сначала Стёпа доехал на по­езде до леса. По тропке спустился в лес. Там он нашёл кра­сивую поляну и поставил на ней палатку. Возле палатки протекала река. Стёпа поплавал в реке и лёг на траву заго­рать. Как же хорошо отдыхать!

Артикуляция звука

См. звук П. Разница в том, что при произнесении звука ПЬ губы напряжены гораздо сильнее, а язык выгнут, его кон­чик упирается в нижние резцы.

Постановка звука

1 способ: по подражанию.

2 способ: ребенок произносит слог пи. Постепенно звук И произносится более кратко и глухо, губы сильно не растяги­вать, получается звук ПЬ.

Практический материал по автоматизации звука ПЬ

1. Повтори слоги.

Пя - пя - пя Пя - пю - пи апь - опь - упь

Пю - пю - пю Пи - пе - Пя ипь - епь - юпь

Пи - пи - пи Пю - пе - пи япь - ипь - юпь

Пе - пе - пе Пи - пя - пю ыпь - апь - опь

Пё - пё - пё Пё - пи - пя упь - юпь - ипь

2. Повтори слова.

Звук в начале слова :

Пядь, пять, пятак, пятка, пятна, пятилетие; пить, пиво, пион, писк, письмо, пища, пила, пилот, пингвин, пир, пирог; пень, петь, печь, пена, Петя, пение, петух, песня, песок, печка, печенье, пенал, пеликан, перо, перчатка, перемена; пюре. Звук в середине слова :

Опять, опята, топят, кипяток, кипятить, храпят; допить, выпить, капитан, дописать, исписать, опилки, копилка; допеть, напеть, сопеть, испечь, запеть, капель, капельки, храпеть, наперекор; наперёд, тапёры, сапёры, напёрсток; капюшон.

Звук в конце слова :

Топь, сыпь, зыбь (пь).

https://pandia.ru/text/78/103/images/image010_73.gif" height="96">.gif" height="48">.gif" height="191">9. Игра «Твердый - мягкий».
Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук П, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ПЬ - зеленый квадратик.

Переход, пони, поле, пень, пенал, паровоз, пили, пуля, Поля, пирог, пушка, пена, пальцы, паук, пятится.

10. Игра «Составь предложения».

Поля - пирог. Паша - опята.

Почтальон - письма. Капитан - пароход.

Петя - помидоры. Петя - поезд.

11. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребенку послушать рассказ, а потом пересказать его.

У Пети есть друг Паша. Он живет в другом городе. У Паши скоро день рождения. Петя решил поздравить друга. Маль­чик сел за стол, достал бумагу, ручку из пенала и стал пи­сать. Письмо получилось длинное. Сколько в нем было поже­ланий Паше!

- Отнесу-ка я поскорее письмо на почту. Вот Паша обра­ дуется, когда получит его!

Артикуляция звука

См. звук П. Разница заключается в том, что мягкое нёбо опу­щено, голосовые складки сомкнуты, добавляется голос. При произнесении звука Б ощущается вибрация гортани и щёк.


Постановка звука

1 способ: по подражанию. Ребенок произносит ба - ба - ба, при этом нужно слегка раздувать щёки.

2 способ: на базе звука П путем добавления голоса. Ребе­нок ощущает вибрацию гортани при произнесении звука Б.

3 способ: Ребенок дует сквозь сближенные ненапряжённые губы, слегка раздувая щеки. В момент дутья включает голос. Логопед кладет указательный палец под нижнюю губу параллель­но ей и совершает резкие движения вверх-вниз. Потом ребенок сам подкладывает пальчик. Постепенно палец убирается.

Практический материал по автоматизации звука Б

1. Повтори слоги.

Ба - ба - ба Ба - бо - бу - бы

Бу - бу - бу Бо - ба - бу - бы

Бы - бы - бы Бу - бо - бы - ба

Бо - бо - бо Бы - бу - бо - ба

2. Повтори слова.

Звук в начале слова:

Бак, бал, баян, баня, бант, база, банан, батон, банка, башдя, багаж, балет, балык, баланс, багор, баран, базар, барсук; бок, боб, боты, боль, ботинки, бор, Боря, борода; бунт, бусы, буря, букет, бумага, буква, будка, булка, бугор, будильник; бык, быт, был, быль , былина, бычок.

Звук в середине слова: Люба, шуба, жаба, рыба, кабан, собака, усадьба, свадьба, рубаха, рубанок, просьба; губы, зубы; хобот, альбом, соболь, автобус, забота, забор, работа; азбука.

https://pandia.ru/text/78/103/images/image016_49.gif" height="539">.gif" height="57">Стечение согласных звуков в слогах и словах :

Бво, бви, бни, бду, бде, бго; бла, бло, блу, бли, блю; бра, бры, бро, бря, бри.

Обводить, обвить, обними, обниматься, обдумать, обделить, обгонять; бланк, вобла, блаж; блок, блокада, блокнот, блондин, обложка; заблудиться, блуждать; блик, блины, блюдо, блюдце; бра, брат, браво, обратно, брасс, зебра, братец; обрыв, брыкаться; брод, бронь, брови, брошка; брякать, бритва, абрикос .

3. Повтори предложения.

У Любы красивая шуба. У Любы большой бант. У слона длинный хобот. У Бори болят зубы. Люба ест бананы. У брата блокнот. Брат бреется бритвой. Катя очень обрадовалась брошке. Блины лежали на блюдечке. На блузке висела брошка. На Любе бусы. У Бори булка. Боря ест сдобу. Бабушка сварила грибы. За забором кабан. Собака лает на жабу. Люба учит азбуку. Боря увидел зебру. Рядом с быком бычок. Боря обводит картинки. В альбоме нарисована башня. У Бори борода.

4. Повтори чистоговорки.

Ба - ба - ба - звонкая труба. Бы - бы - бы - идет бык.

Бы-бы-бы-крашу столбы. Бо - бо - бо - надела сабо.

Бу - бу - бу - купите мне трубу. Бо - бо - бо - отлежала бок.

Была бы охота, закипит работа. Если бы, да кабы, на печи росли грибы. Люблю греться, кабы не обжечься. Бояться несчастья, так и счастью не бывать. Не было бы снегу, не было бы и следу.

6. Повтори скороговорки.

У Бори были бобы, а у бабы были грибы. Были бы у бабы бобы, Сварила бы баба Боре бобы.

Все бобры добры для своих бобрят.

Боря Ире дал ириску, Ира Боре - барбариску.

Идут бобры в сыры боры.

Отлежал бычок бочок, Не лежи, вставай, бычок!

7. Повтори загадки.

У маленькой Катюши Уселся на макушке Не мотылёк, не птичка - Держит две косички. (Бант)

Все обходят это место: Здесь земля как будто тесто; Здесь осока, кочки, мхи, Нет опоры для ноги. (Болото)

Рыба в море, хвост на заборе. (Ковшик)

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Луна)

Зубы имеют, а зубной боли не знают. (Грабли)

8. Выучи стихотворения.

Маленький бычок, Барабан боднул баран.

Рыженький бочок, Бух! - и лопнул барабан.

Ножками ступает,

Головой мотает.

Где же стадо? Му-у-у!

Скучно одному-у-у!

(В. Берестов).

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый читает стихотворения, а ребенок добавляет про­пущенные слова.

Отлежал бычок бочок Зайка маме говорит:

не лежи, вставай... (бычок). «Хвостик у меня... (болит)*.

В этой речке утром рано А водитель спозаранку

Утонули два... (барана). Крутит круглую... (баранку).

https://pandia.ru/text/78/103/images/image020_42.gif" height="750">Бизон" href="/text/category/bizon/" rel="bookmark">бизона , барсука. Люба крикнула: «Смот­рите, это зебра! Какая она красивая! Я накормлю её баран­ками!» Но зебрам дали сено и овёс. Затем мы были в терра­риуме. Там были змеи. Нам с Любой очень нравилось гулять.

Артикуляция звука

См. звук Б. Разница заключается в том, что губы при про­изнесении звука БЬ напряжены гораздо сильнее, а язык выг­нут, и его кончик упирается в нижние резцы.

Постановка звука

Ребенок произносит слог ПИ. Логопед предлагает ему включить голос, получается слог БИ. Постепенно звук И про­износится всё более кратко и глухо, получается звук БЬ. Губы при этом сильно не растягивать.

Практический материал по автоматизации звука БЬ

1. Повтори слоги:

Бя - бя - бя Вя - бе - би

Бе - бе - бе Би - бю - бя

Би - би - би Бё - бю - бя

Бю - бю - бю Бя - би - бю

2. Повтори слова

Звук в начале слова : Бяка; бить, бинт, бидон, битва, бизон, билет, бинокль, бисер, библиотека; бег, беда, бетон, бедный, бегемот, бедность, бензин, белье, белый, белка, белуга, берет, берег; берёза; бюст, бюро.

Звук в середине слова : Побить, кабина, кабинет, забитый, забияка, любить, собирать, забирать, разбить; обед, обедать, забег, обезьяна, забежать, побелить, побелка; ребёнок.

Стечение согласных звуков в слогах и словах :

Вби, тби, дбо, дби, сби, зби, взби.

Вбить, вбивать, отбить, отбирать, подбор, подбирать, сбить,

избирать, разбить, разбирать, взбивать, взбираться.

3. Повтори предложения.

Я купил белого голубя. Ребенок несет в бидоне молоко. Белка

https://pandia.ru/text/78/103/images/image024_40.gif" height="747">купила билет. Белая береза стоит под окном. Мама взбивает молоко. Я несу белый бисер. Мама надела белый берет. Бедный больной бегемот лежит на берегу. Беседка стояла на берегу реки. На берегу идёт битва. Обезьяна собирается обедать. Ребёнок любит маму. Мама собирает бельё. Белка сбивает шишки.

4. Повтори чистоговорки.

Би - би - би - гудит машина, не поеду без бензина.

Би - би - би - громко не труби.

Би - би - би - ты подсоби.

Бе - бе - бе - играю на трубе.

Бе - бе - бе - идем к тебе.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Любишь кататься, люби и саночки возить. Берегись бед, пока их нет.

6. Повтори загадки.

Бежит, бежит - не выбежит, течет, течет - не вытечет. (Река)

Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка)

Стоит Алена - платок зеленый, Тонкий стан, белый сарафан. (Берёзка)

7. Выучи стихотворение.

Белка-забияка Бегает кругом. На березу белка Смотрит: - «Высоко»! - Белка, белка, белочка Не беги туда! Белка, белка, белочка, Как ты хороша!

(О. Егорова)

8. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый читает стихотворения, а ребенок добавляет в кон­це пропущенное слово.

Бегемот разинул рот, Булку просит... (бегемот).

Пушистый хвост торчит с верхушки. Что за странная зверушка? Щелкает орехи мелко. Ну, конечно, это... (белка).

Она весну встречает - Сережки надевает. Накинута на спинку Зеленая косынка. А платьице - в полоску. Ты узнаёшь... (березку)?

9. Игра «Назови ласково».

Взрослый предлагает ребенку назвать ласково следующие предметы (объекты):

Бинт - (бинтик) Берет - (береточка)

Белка - (белочка) Билет - (билетик)

Берег - (бережок) Береза - (березонька)

Бегемот - (бегемотик) Ребенок - (ребеночек)

10. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем его пересказать.

Таня с мамой гуляли в лесу. Вдруг Таня увидела на берёзе белочку.

- Мама, смотри, какая красивая белочка, давай её покор­мим.

Мама дала Тане орешков и сказала, что белки любят их грызть. Таня положила орешки на руку и стала ждать. Ско­ро белочка подбежала к ней, взяла орешек и съела его. Тане очень понравилось кормить белку.

https://pandia.ru/text/78/103/images/image026_39.gif" height="545">Дифференциация звуков Б - БЬ

1. Повтори слоги.

Ба - бя бы - би бу - бю бо - бё

Бя - ба би - бы бю - бу бё - бо

Ба - бя - ба бы - би - бы бю - бу - бю бё - бо - бё

Бя - ба - бя би - бы - би бу - бю - бу бо - бё - бо

2. Повтори слова.

Баки - бяки Бунт - бинт

Балет - билет Быть - бить

Бант-бинт Был - бил

Кабан - кабина Батон - бетон "

Боты - биты Люба - любить

Ботва - битва Булка - белка

Болит - белить Рубаха - рубить

3. Повтори предложения.

Боря едет в кабине. Люба несет бидон с молоком. На берегу сидит рыбак. У собаки будка под березой. Ребенок рисует в альбоме. Бычок забежал во двор. Люба плетет из бисера бабоч­ку. Автобус забирает рабочих. Люба носит беретку. Боря раз­бил вазу. У бедного бегемота болит живот. Люба идет в каби­нет. Ребенок нарисовал на бумаге обезьяну. Боря видел белку. Люба собирает грибы. Люба любит есть бананы. На елке висят белые бусы. В зоопарке живут зебры, бегемоты, обезьяны.

4. Повтори чистоговорки.

Бы - би - бы - я несу грибы.

Бы - би - бы - во дворе стоят столбы.

Ба - бя - ба - из окна торчит труба.

Би - бы - би - ты меня люби.

Бе - бэ - бе - мы идем к Любе.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Богатый бедному не брат. Беседа дорогу коротает, а песня - работу. Без дела жить - только небо коптить. Без труда хлеб не родится никогда. 20

6. Повтори скороговорки.

Белые бараны били в барабаны.

Бились лбами у забора два быка, Прободали в шумном споре все бока.

Без разбору били - Лбы себе разбили.

Бык бодается с быком, Убегают все кругом. Береги, бегун, бока От бодливого быка.

7. Повтори загадки.

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз? (Белка)

Глубоко был спрятан он,

Раз - два - три - и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду. (Боровик)

Стоят в поле сестрицы, " Платья белёны, Шапочки зелены. (Березка)

8. Выучи стихотворения.

А затем баран явился,

Бегемот разинул рот -

Поглядел и удивился. Булки просит бегемот.

Бэ-э, береза. (С. Маршак)

Бэ-э, бидон.

Эту букву любит он.

(Г. Сатир)

9. Игра «Твердый - мягкий».

Перед ребенком синий и зеленый квадратики. Если в сло­вах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Б, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук БЬ - зеленый квадратик.

Береза, бок, бык, бинт, белуга, баня, бить, быть, бычок, бегом, столбы, белый, баранка, барабан, бегемот.

https://pandia.ru/text/78/103/images/image028_33.gif" height="732">10. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по сле­дующим опорным словам:

Боря - бегемот. Кабан - береза.

Ребенок - собака. Боря - билет.

Люба - обед. Обезьяна - банан.

11. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пе­ресказать его.

Боря с бабушкой гулял в лесу. Вдруг под березой он увидел белочку. Белка в лапках держала гриб.

- Бабушка, а зачем белке гриб? - спросил Боря.

- Белка собирает грибы на зиму. Она высушивает их, скла­ дывает в дупло, а зимой кушает.

-А что еще белка хранит в дупле?

- У нее там есть орешки, шишки. Без этих запасов белке
было бы очень трудно зимой. Ведь под снегом еды не найдешь.

Тут Боря вспомнил, что у него в кармане лежат орешки. * Мальчик достал один и протянул белке - пусть у нее будет побольше запасов на зиму.

Дифференциация звуков Б - П

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Б, П, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал звонкий и глухой варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Б - П:

1. Повтори слоги.

Ба - ба - па Бу - пу

Па-ба-па Пу-бу-бу

Па - ба - ба Бу - пу - пу

Бы - пы - бы Во - по - по

Пы - бы - пы По-бо-по

2. Повтори слова.

Бока - пока Пой - бой Путь - будь

Баба - папа Пух - бух Запить - забить

Бабка - папка Панты - банты Поль - боль

Бас - пас Побить - попить Пил - бил

Балка - палка Падать - бодать Порт - борт

Блоха - плоха Пыль - быль

Бабочка - папочка Набор - напор

Башня - пашня Забор - запор
Победа, пальба, палуба, пломба, проба, пробег, пробел.

3. Повтори предложения.

Папа покупает бусы бабушке. Бок у быка пока болит. В альбоме были нарисованы липа и павлин. Бабушка готовит на плите рыбу. У папы борода. В парке была башня. Павел плыл на борту корабля. Везде был песок после бури. Я помогла нести багаж к поезду. Боря подарил бабушке пудру. На полке была пыль. На Поле сидела бабочка. Путь будет тяжёлым. Пастух пас стадо возле башни. На палубу вышла Поля. На заборе крепкий запор.

4. Повтори чистоговорки.

Ба - па - ба - вот стоит изба.

Па - ба - па - лесная тропа.

Бы - пы - пы - были у папы.

Па - ба - па - упала шляпа.

Ба - па - ба - тяжелая шуба.

Бу - пу - бу - навещали Любу.

Пу - бу - пу - мы любим папу.

5. Повтори скороговорку.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, У быка бела губа была тупа.

6. Выучи стихотворение.

Баю - бай

Баю - бай, баю - бай, Спи, сынок мой, засыпай, Засыпайте все на свете Бобы, Любы, Поли, Пети.

7. Игра «Закончи предложение».

Взрослый предлагает ребенку послушать предложение и самостоятельно закончить их подходящими по смыслу сло­вами.

На цветок села разноцветная... (бабочка). Мы с мамой ждём дома нашего любимого... (папочку). Вокруг дома стоит высокий... (забор). Петя запирает забор на... (запор). Барабанщик барабанит в... (барабан). Стадо овец пасёт... (пастух).

8. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать небольшой рас­сказ, а затем пересказать его.

Наступило лето. Мы с папой поплыли на корабле к бабушке. Мы стояли на палубе и наблюдали за облаками. Вдруг папа сказал: - Смотри, облако похоже на большую шляпу!

А я увидел облако, похожее на бабочку. Мы весело провели время и не заметили, как приплыли. На берегу нас ждала бабушка, и я рассказал ей про наше путешествие
Список использованной литературы

1. , Егорова рифмовки и миниатюры: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: Издатель­ство ГНОМ и Д, 2001.

2. Гегелия недостатков произношения у школьников и взрослых. - М.: Владос, 1999.

3. Занимательное азбуковедение/Сост. .- М.: Просвещение,

4. Загадки и скороговорки. - СПб.: Союз, 1997.

5. Козырева пособие. - М.: Школа, 2000.

6. Леонгард устной речи и развитие слухового вос-

приятия у глухих дошкольников. - М.: Просвещение, 1971.

7. Максаков ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвеще­ние, 1982.

8. Русские пословицы и поговорки/Под ред. . - М.: Художе­ственная литература, 1988.

9. Сборник загадок/Сост. . - М.: Просвещение, 1988.

10. Сухинёлые скороговорки для «непослушных» звуков. -Ярос­лавль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

11. Туманова звукопроизношения у детей. - М.: Изда­тельство ГНОМ и Д, 2000.

12. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем. -СПб.: Лань, 1998.

Введение......................................................................................... 2

ЗвукПЬ............................................................................................ 7

Дифференциация звуков П - ПЬ.................................................. 10

ЗвукБЬ.......................................................................................... 17

Дифференциация звуков Б - БЬ.................................................... 20

Дифференциация звуков Б - П....................................................... 23

В Ташкенте на 56-м году жизни скончался заслуженный артист Узбекистана, юморист Обид Асомов. Накануне, 11 декабря Асомов был госпитализирован в Первую клиническую больницу. Несмотря на оказанную медицинскую помощь, актер скончался 14 декабря, в больнице.

Свои соболезнования в адрес семье скончавшегося узбекского артиста выразил известный юморист, давно друживший с Асомовым, Евгений Петросян. Прощание с Обидом Асомовым прошло в махалле Кукча 15 декабря.

Асомов Обид Агзамович - российский и узбекский актер-комик. Актер юмористической телепередачи «Кривое зеркало», выходившей на канале «Россия-1».

Обид Асомов - биография

Учился в Художественном училище им. Бенькова, окончил с отличием. На следующий год Обид поступил на художественное отделение Ташкентского театрального института, которое так и не окончил.

Во время обучения Обид работал тамадой, давал юмористические концерты в домах культуры и клубах. Однажды на одном из его концертов побывал режиссер Латиф Файзиев, работавший в то время над советско-индийской картиной «По закону джунглей». После съемок дебютной кинокартины посыпались предложения от других режиссеров, а с приходом популярности начались бесконечные гастроли по Узбекистану.

В 2000 году Фаррух Закиров пригласил Обида поработать ведущим во время гастролей по Германии группы «Ялла». 29 городов Германии от Франкфурта до Гамбурга юморист-ведущий посетил в течение месяца.

В конце 2000-х годов известный юморист Евгений Петросян предложил Обиду Асомову вместе выступать на сцене. Актёр с тех пор выступает на телешоу «Кривое зеркало».

В 2009 году Асомова запретили показывать в узбекском телевидении «за издевательство над узбекской национальностью». Спустя более пяти лет, в мае 2017 года, Асомов вновь появился в узбекском телевидении.

24 мая 2018 года назначен директором ГУП "Мультипликацион фильмлар студияси" (Студия мультипликационных фильмов) при киностудии Узбекфиль.

11 декабря 2018 года, Обид Асомов был госпитализирован в 1-ю клиническую больницу с диагнозом: «Ишемическая болезнь сердца, острый приступ, аритмический шок». Несмотря на оказанную медицинскую помощь, актер скончался в больнице в 17:30, 14 декабря 2018 года.

Чайковский Dreams в Михайловском театре

Настоящий скандал в Михайловском оперном театре в Санкт-Петербурге - вот уж премьера так премьера! Постановка «Иоланты» Чайковского, которую осуществил режиссер Андрий Жолдак вместе с дирижером Петером Феранцем и автором мультимедиа Глебом Фильштинским, вызвала настоящую бурю: сквозь овации и крики «браво!» были слышны единичные вопли типа «позор!» и «издевательство над русским искусством!» Спектакль шел при полном аншлаге и ажиотаже: билеты были распроданы задолго до премьеры, журналистам по причине отсутствия мест отказывали в аккредитации, родственников распихивали по галерке… Кто бы мог подумать, что классическая музыка в разгаре XXI столетия может возбудить такие оперные страсти!

Андрий Жолдак имеет репутацию режиссера-провокатора и даже хулигана. Что весьма удивительно, потому что его режиссура вовсе не является более радикальной, чем художественные поиски и происки его коллег - мировых и российских. Но что-то в самом Андрии будоражит людей. Зная его лично, попробую предположить: он искренен и честен. Он на самом деле чувствует, видит и слышит именно так, как ставит. И потому кажется не вполне адекватным - как и все, кто уверен в своей художнической правоте и гениальности, а потому не слишком озадачен дипломатией и политкорректностью. Пока Жолдак работал над спектаклем, пробуя, придумывая, фантазируя, фонтанируя, отвергая придуманное, он, похоже, переругался со всем театром. Часть артистов просто отказались работать. Кто-то прямо перед премьерой заболел. В этой атмосфере истерики родился спектакль несовершенный, но невероятно сильный, наполненный противоречиями и провокациями, но в главной своей идее - цельный и правильный, раздражающий и вызывающий досаду, но при этом рождающий чувство сопричастности чему-то высокому и духовному. Короче говоря, «плохой» хороший спектакль.

Почерк Жолдака легко узнается с первых минут. Конечно, все начинается в тишине. Конечно, на сцене стюарды в белоснежных наколках и перчатках что-то сервируют. Конечно, сам живой Петр Ильич Чайковский сидит за столиком, и из-под его пера рождается партитура. Кстати, Чайковский не впервые присутствует в качестве онлайн-творца своей музыки на сцене. В недавней амстердамской «Пиковой даме» в постановке Стефана Херхайма композитор весьма активно участвовал в действии, что лишь доказывает: придумать нечто новое в оперной режиссуре непросто.

Только когда мы видим первые ноты вступления на гигантском проекционном экране, вступает оркестр. Видеопроекция и свет в этом спектакле - важнейшая составляющая пространственного решения. Глеб Фильштинский создал истинный шедевр, соединив реальные декорации (художником спектакля выступил сам Жолдак вместе со своим сыном Даниэлем) с игрой видео и света. Работа Фильштинского не имеет ничего общего с жалкими дизайнерскими «фонами» и анимационными «комментариями», которые уже набили оскомину и превратились в провинциальный штамп. Здесь благодаря мультимедиа творится настоящее волшебство: меняется конфигурация пространства, выстраиваются виртуальные трехмерные миры, которые сопрягаются с материальным миром жестких декораций. Огромная обрамленная стена становится прозрачной - и мы сквозь нее видим картины-флешбэки детства Иоланты. Иногда из этой гигантской картины являются призраки, причем качество видео такое, что не сразу понятно: живой артист перед нами или изображение. Артисты вступают с изображениями в реальный контакт: берут их за руки, материализуются, истаивают… Иногда картина становится глухой стеной, иногда превращается в зеркало, за которым таится мистический мир зазеркальных двойников.


Фото предоставлено пресс-службой театра.

Все это - не шоу, призванное удивить спецэффектами. Создатели спектакля воспроизводят на сцене «множественные состояния бытия» по выражению Рене Генона. Все существует всегда и везде. Сегодняшний день, прошлое, тонкий мир призраков, божественный мир ангелов, мир художественного творчества, в котором главным героем становится композитор, мир снов, в которых героиня угадывает существование чего-то иного, кроме тьмы, мир театра, в котором мы здесь и сейчас смотрим спектакль, - все эти реальности не кажутся эклектичным полетом буйной фантазии авторов. Они синтезируются в единое целое, и как это достигается - Бог его знает.

Спектакль пронизан состоянием духовного и даже религиозного поиска. При всех бытовых деталях, которыми так классно умеет пользоваться Жолдак - включая кинематографическую достоверность интерьеров и обожаемые им цитаты из киноклассики (в данном случае - Тарантино), - в этой истории Иоланты нет ничего бытового и приземленного. Дочь короля Рене в версии Михайловского театра - уж точно не девушка с ограниченными возможностями, которой сделали удачную операцию. Обретение света и дара зрения авторы трактуют в строгом соответствии с концепцией Петра Ильича, который к моменту создания своей последней оперы был не просто увлечен поисками духовной истины, но и вполне определенно обрел ее в христианстве.

Финал спектакля - открыт. После экстатического заключительного хора режиссер вновь погружает действие в тишину. Готовятся к свадьбе Иоланты и Водемона. Но состоится ли она? Не продолжит ли героиня дальше свой путь к свету через отречение от всего мирского?

Теперь о «плохом». Конечно, Андрий Жолдак - человек драматического театра. При всей своей музыкальности и способности выстраивать действие, интуитивно повинуясь внутреннему ритму и драматургическим законам, не связанным с вербальным текстом, он и к музыкальному тексту относится точно так же. Что опасно: дробить оперу, тем более не номерную, а такую, как у Чайковского - со сквозным развитием, рвать музыкальную драматургию паузами и остановками - это значит вступать с композитором в драматургическую войну, в которой победа точно будет за Чайковским. Тем не менее включение в ткань партитуры адажио из «Щелкунчика» получилось интересным. Известно, что «Щелкунчик» традиционно соотносится с «Иолантой»: одноактную оперу принято соединять с сюитой из балета. Жолдак разделил свой спектакль на два акта (второй начинается с появления рыцарей) и придал адажио роль смысловой и эмоциональной кульминации.


Фото предоставлено пресс-службой театра.

К числу досадных недостатков спектакля приходится отнести характерный для режиссера перегруз деталями, лишними персонажами, подробностями, движениями. Возможно, в драме это и уместно, но в опере такой необходимости нет: музыка все равно главенствует. И потому Иоланте совершенно не нужно отмахиваться от невидимых мух в эпизоде перед операцией, пианистке, начинающей играть адажио, не следовало топорно изображать игру на пианино, когда музыку уже подхватил оркестр, и уж точно не стоило двум загадочным старичкам натирать полы и смахивать пыль с оконных рам. Уж если такой режиссер, как Жолдак, повелся на штамп под кодовым названием «оперный клининг», то этот феномен точно заслуживает серьезного исследования. Возможно даже с привлечением психотерапевтов: что же все режиссеры так помешались на желании подметать и протирать пыль?!

Музыкальная сторона спектакля вызвала огорчение. Михайловский театр всегда являл высокий уровень состояния оперной труппы. «Иоланта» породила очень много вопросов. Марии Литке было откровенно сложно справляться с заглавной партией. Не очень точная интонация, столь же неточная артикуляция, явные затруднения на верхних нотах, особенно на пьяно. Еще более проблематичным оказалось пение Александра Безрукова (Рене). Вокал начался во втором акте, когда на сцену вышли Сергей Кузьмин (Водемон) и Алексей Зеленков (Роберт) - два «сибирских гостя», выписанных из НОВАТа, благо он является близким родственником Михайловского по линии общего руководителя Владимира Кехмана. Кузьмин уже практически стал солистом Михайловского, что очень радостно. Жолдак придумал для их арий остроумное решение: оба артиста поют свои хиты именно как концертные номера - стоя на авансцене, срывая овации и охотно кланяясь публике (задник в этот момент превращается в зеркальное отражение зала Михайловского театра). Но даже их сильные голоса ухитряется потопить в нескончаемом фортиссимо дирижер Петер Феранец. Увы, не удалось маэстро передать экспрессию музыки Чайковского в органичном единении с голосами. Ведь форте - это еще не эмоция. Или уже не эмоция.

При всей неоднозначности увиденного и услышанного невозможно отделаться от чувства, что спектакль состоялся. А крики «позор!» в данном случае вряд ли имеют иной смысл, кроме повышения градуса восприятия. И если спектакль «наберет» в музыкальном отношении - что вполне реально, коль скоро будет стоять такая задача, - то «Иоланта» в Михайловском станет не «издевательством над русской культурой», а ярким ее событием.

Санкт-Петербург.

Похожие публикации