Строительный портал - Kraska-yug

Люблино история названия. Мемуарный очерк о Старом Люблино - messie_anatol

Реферат на тему:

Люблино (город)



План:

    Введение
  • 1 История
    • 1.1 Село Люблино
    • 1.2 Посёлок Люблино
    • 1.3 Город Люблино
  • 2 Известные люди, жившие в Люблино
  • Примечания
    Литература

Введение

Эта статья о городе Люблино; другие значения: Люблино.

Координаты: 55°40′44.4″ с. ш. 37°44′57.12″ в. д.  /  55.679° с. ш. 37.7492° в. д. (G) (O) 55.679 , 37.7492

Люблино́ - бывшее подмосковное село, затем посёлок, с 1925 года город, в августе 1960 года вошедший в состав Москвы и ставший одним из её юго-восточных районов).

Численность жителей Люблино по годам (в тыс.): 1926 - 5,5, 1939 - 63,1, 1959 - 85,9.


1. История

1.1. Село Люблино

Село Люблино известно с конца XVI века под именем Юркино, по одному из ранних владельцев. Было поместьем дворянина Романа Полянинова, а затем подъячего Алексея Лукича Корепонова (Корепанова) (ум. не ранее 1638). Во время смуты Юркино запустело. В 1622 г. Михаил Федорович пожаловал пустошь подьячему Григорию Ларионову (ум. не ранее 1655), служившему в Разрядном приказе. При нем в 1623-1624 гг. уже существовали: «…деревня, что была пустошь Юркина на речке на Голеди. А в ней двор помещиков». Остатки этой деревни и усадьбы обнаружены на территории Парка культуры и отдыха «Люблино».

В 1680-е гг. Юркино принадлежало стольнику Григорию Петровичу Годунову (ум. 1704?), ввиду чего его стали называть Годуновым. Там были похоронены дети владельца, скончавшиеся молодыми: Николай, Сергей, Мария и Евдокия. Единственная выжившая дочь Аграфена, вышла за князя Владимира Никитича Прозоровского, адъютанта фельдмаршала князя М. М. Голицына. Затем Годуново перешло к их сыну князю Петру Владимировичу Прозоровскому, который, по-видимому, и переименовал его в Люблино (первоначально с ударением на втором слоге). Затем деревней владел его сын Владимир Петрович Прозоровский (1743-1796), женатый на княжне Прасковье Ивановне Хилковой (1739-1807). Ко времени В. П. Прозоровского относится самый ранний дошедший до нас план Люблина, составленный в 1766 г. в ходе так называемого «генерального межевания» территории Московского уезда. Согласно плану в Люблине существовала небольшая усадьба с деревянными господским домом и другими постройками у речки Голеди, которая являлась северной границей всего имения. К усадьбе вели две «езжалые» дороги с юга на север и с востока на запад. Всю территорию имения тогда окружали угодья деревни Грайвороново, бывшей вотчины московского Симонова монастыря, лишь впоследствии владельцы Люблина приобрели землю западнее, граничившую с соседним имением Кузьминки.

Однако из примечаний к плану составленных ориентировочно около 1770 г. следует, что в то время усадьбы в Люблине уже не было, а статус сельца оно сохраняло только по традиции. Фактически это было просто небольшая деревенька, состоявшая из 5 крестьянских дворов, в которых проживало 22 человека. Основным занятием мужского населения была работа на барщине, заключавшаяся в возделывании пашни. Женщины пряли лен и шерсть на продажу и для себя. Усадьба, видимо, сгорела; через какое-то время она была отстроена заново.

В 1790-х гг. Люблино приобрела княгиня Анна Андреевна Урусова, урожденная Волкова (? - 1804 или 1806). Известно, что при ней в Люблине существовала усадьба, состоявшая из господского дома со службами и регулярного сада.

Около 1800 года село переходит к отставному бригадиру Николаю Алексеевичу Дурасову (1760-1818). Последний, будучи очень богат, немедленно построил на берегу Люблинского пруда свою усадьбу.

Дурасов Н. А. не был женат и не имел потомков и Люблино унаследовала его сестра Дурасова, Аграфена Алексеевна, вышедшая замуж за дальнего родственника, генерала Михаила Дурасова. Свою дочь Агриппину она выдала замуж за сенатора Писарева А. А., который став владельцем Люблино, превратил его в образцовое хозяйство, но сами с женой жили в Горках (принадлежавших Писареву), а Люблино отдали под дачи.

Писарев А. А. в 1848 году умер, и вдова продала имение московскому богачу Н. П. Воейкову. Он в свою очередь продал Люблино купцу 1-й гильдии Конону Никоновичу Голофтееву и его компаньону Петру Рахманину. (Купцы занимались торговлей «модным дамским товаром» в принадлежавшем им Пассаже на Петровке). Во двореце они отдыхали с семьями летом, а на люблинских землях были дачи состоятельной публики.


1.2. Посёлок Люблино

В 1867 году около села прошла Курская железная дорога, на которой возникла станция Люблино-Дачное и железнодорожные мастерские. В 1870-е годы на части территории усадьбы постепенно возникают дачи. В 1873 году по проекту Н. А. Шохина построили деревянную церковь Петра и Павла в псевдорусском стиле. В 1908 году при станции Люблино-Дачное возникает паровозное депо. В 1910-х годах в Люблине было около 250 дач.


1.3. Город Люблино

Церковь в селе Рыжово, перевезённая из города Люблино

Жилой дом конца 1930-х годов в Люблино. Кооперативная (ныне - Ейская ул.), 29

В 1925 Люблино получило статус города. В 1927 году верующие перевезли деревянную церковь Петра и Павла в село Рыжово Московской области, тем самым спасли её от разрушения. В 1932 году в южной части города из железнодорожных мастерских возник Литейно-механический завод имени Л. М. Кагановича. В 1933 году на Московской улице в стиле конструктивизм построено здание для дома культуры имени III Интернационала, который ранее располагался во дворце усадьбы. В этом же году из Люблино до Москвы по Остаповскому шоссе стал ходить рейсовый автобус . В 1937 году на месте усадебного парка образован городской «Парк культуры имени Ленинского Комсомола». В результате развития в черту города были включены окрестные посёлки Кухмистеровский, Перерва, Поля Орошения и деревня Печатниково. В 1946 году из состава города выделен рабочий посёлок при комбинате очистки сточных вод, получивший название Люблинский . С конца 1940-х годов в южной части города ведётся жилищное строительство. В 1947-1950 годах по проекту арх. Д. М. Соболева в городе создан архитектурный ансамбль малоэтажной застройки, получивший 1-ю премию на конкурсе по РСФСР за 1950 год. В результате застройки возникли новые улицы и два проспекта: Ленинский (ныне Краснодонская улица) и 40-летия Октября. В 1953 году на проезде Кирова построен клуб «Звезда» УЖКХ Главмоспромстроя.

В августе 1960 года Люблино вошло в состав Москвы, сначала в Ждановский район, а в 1969 году выделено в Люблинский район. К середине 1970-х годов практически вся дачная застройка бывшего города была ликвидирована. C 1991 года территория бывшего города Люблино поделена между районами Люблино и Печатники. А Люблинский район поделен на муниципальные округа: Люблино, Капотня, Текстильщики, Печатники, Марьино.


2. Известные люди, жившие в Люблино

  • Ф. И. Буслаев - филолог и искусствовед, последние годы жизни отдыхал в Люблино, где и скончался 31 июля 1897 года.
  • Ф. М. Достоевский - отдыхал в Люблино летом 1866 года и работал здесь над своим знаменитым романом «Преступление и наказание».
  • Е. Ф. Кухмистеров - профсоюзный деятель первых лет советской власти, жил в посёлке Китаевский (позднее в честь него переименованным в Кухмистеровский).
  • М. П. Судаков - танкист, герой Советского Союза, житель города Люблино.
  • И. М. Астахов - лётчик, герой Советского Союза, житель города Люблино.
  • В. И. Суриков - в 1881 году жил в посёлке Перерва, где писал картину «Меньшиков в Берёзове».
  • Я. Я. Чистов - рабочий депо станции Люблино, руководитель вооружённых отрядов большевиков в 1905 году.
  • Ф. С. Шкулёв - поэт, член партии большевиков, родился и жил в деревне Печатниково близ Люблино. Революционное прошлое Шкулёва не помешало тому, что его дом-музей по адресу ул. Дзержинского, 46, находившийся на государственной охране был снесён в 1971 году при застройке района Печатники.
  • О. И. Даль - советский актёр театра и кино. Родился 25 мая 1941 года в Люблино. Детство Даля прошло в Люблино, которое тогда было пригородом Москвы.

Примечания

  1. Тархов С. А. Городской пассажирский транспорт Москвы. Краткий исторический очерк к 125-летию возникновения. М., 1997.
  2. Всё Подмосковье. Географический словарь Московской области. М., 1967. С. 168.
  3. Памятные места Московской области. М., 1956. С. 184.

Литература

  • Коробко М. Ю. Кузьминки-Люблино. М., 1999.
  • Коробко М. Ю. Люблино// Адреса Москвы. 2008. № 2/41. С. 81-83.
  • Коробко М. Ю. Москва усадебная. М., 2005. С. 175-208.
  • Коробко М. Ю. Московский Версаль: Кузьминки-Люблино. М., 2001.
  • Коробко М. Ю. Неизвестное Люблино// Русская усадьба: Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 7. М., 2001.
  • Коробко М. Ю., Еремкин Г. С., Насимович Ю. А. Люблино. М., 2003/ Природное и культурное наследие Москвы
  • Романюк С. К. По землям московских сёл и слобод. Часть II. М., 1999. С. 331-320.

Являлось Люблино, по названию которой получил своё имя . Первые сведения об этих местах восходят к середине XVI в., когда здесь находилась деревня Юркино на речке Голеди, получившая свое название, видимо, от первых владельцев. Сначала это было поместье Романа Полянинова, а затем подьячего Алексея Лукича Корепанова. В годы Смутного времени деревня запустела, а в 1622 г. была пожалована в поместье Григорию Ларионову, служившему подьячим в Разрядном приказе. По описанию 1624 г., здесь уже значилась его усадьба.

Григорий Ларионов умер в середине XVII в., а в дальнейшем имение перешло во владение Годуновых и получило двойное название — сельцо Годунове, Юркино тож. В 1680-е годы сельцом под названием Юркино-Люблино владел стольник Григорий Петрович Годунов, позднее офицер лейб-гвардии Семёновского полка, один из последних представителей этого рода. Его дочь Аграфена в начале XVIII в. вышла замуж за генерал-адъютанта князя Владимира Никитича Прозоровского, и на протяжении столетия это владение находилось в роду Прозоровских — сначала его сына Петра Владимировича, за которым сельцо Люблино записано по первой ревизии в 1722 г. По второй и третьей ревизиям сельцо числилось за их сыном, адъютантом Ревельского драгунского полка Петром Владимировичем, который приходился двоюродным братом фельдмаршалу А.А. Прозоровскому. Затем в середине XVIII в. Люблином, на речке Голедянке, владел князь Владимир Петрович Прозоровский (1743—1796). По описанию 1760-х годов, в сельце насчитывалось всего 5 дворов, где проживали 15 мужчин и 7 женщин. Впоследствии оно принадлежало графине М.Г. Разумовской, а позднее, в 1790-х годах — княгине Анне Андреевне Урусовой (урождённой Волковой).

От её первого брака с генералом Н.Е. Муравьёвым (умер в 1770 г.) происходил сын Николай Николаевич (1768—1840), основатель первого в России военного училища «колонновожатых», но гораздо большую известность получили внуки: нижегородский губернатор декабрист А.Н. Муравьёв, герой турецкой войны Н.Н. Муравьёв-Карский и усмиритель польского восстания виленский губернатор граф М.Н. Муравьёв-«Вешатель». Вторым мужем Анны Андреевны стал генерал А..Б. Урусов (1729—1813). Их единственная дочь Софья вышла за барона А.С. Строганова, но 26 апреля 1801 г. она скончалась вместе с новорожденной дочерью. Люблино стало Урусовым в тягость: соседство с усадьбой Кузьминки, принадлежавшей родственникам зятя, напоминало о семейной трагедии, и они поспешили расстаться с ним.

В самом конце XVIII в. Люблино переходит в руки действительного статского советника Николая Алексеевича Дурасова (1760—1818), известного московского богача, который устраивает здесь усадьбу. Своё богатство он унаследовал от матери, Степаниды Ивановны, одной из четырёх дочерей крупного горнозаводчика Ивана Семёновича Мясникова, владевшего несколькими железоделательными и медеплавильными заводами на Урале.

По легенде, он долго жаждал стать кавалером одного из российских орденов и, наконец, удостоился получить орден св. Анны. В честь этого достопамятного события он решил выстроить и действительно выстроил в 1801 г. в Люблине усадебный дом, представлявший в плане форму креста ордена Анны I степени, а на крыше воздвиг статую святой, в честь которой была учреждена награда. Казалось, трудно было ожидать, что при этом из архитектурных стараний вышло бы что-нибудь путное, а вышел дворец, один из очаровательнейших по своей красоте, оригинальности и вкусу. Во многом это произошло потому, что дом был воздвигнут по проекту московского архитектора И.В. Еготова, одного из талантливейших учеников зодчего М.Ф. Казакова, а роспись внутренних помещений на тему мифологических сюжетов выполнил известный в то время живописец-декоратор Д. К. Скотти. Послушаем современницу англичанку Кэтрин Вильмот, посетившую усадьбу Дурасова 4 октября 1806 г. во время праздника, устроенного им в честь княгини Е.Р. Дашковой: «Когда мы подъезжали к дому, — писала она, — он представился нам в виде какого-то мраморного храма, потому что весь первый этаж его покоится на мраморных колоннах за исключением одной только средней части всего здания, которая имела вид величественного купола; потолок этой залы со сводами и украшен разными аллегорическими рисунками, и в дни торжественных приёмов она служит столовою. Всё общество было собрано под колоннами, фундамент которых состоял из мраморных ступеней, покрытых благоухающими и роскошнейшими тепличными растениями и окаймленными зелёным лужком, обсаженным деревьями, и спускающимися к берегу. Со всех сторон этого очаровательного места представляются новые виды, пленяющие взор своим разнообразием и счастливым сочетанием красок и теней: тут видны и кусты, и рощи, луга и озёра, холмы и долины, а там вдали блестящие златоглавые купола московских церквей, как бы заканчивающие всю картину».

Рядом с главным домом было устроено несколько флигелей, соединённых террасами, а чуть поодаль — здание домашнего театра. За ним располагался скотный двор, оранжерея, парники и псарня. При Дурасове в Люблине существовал пансион для дворянских детей с гувернером-французом. Хозяин славился своим гостеприимством, и в усадьбе часто можно было увидеть многочисленных гостей, привлечённых сюда, главным образом, театральными представлениями, дававшимися два раза в неделю. Усадебный театр отличался роскошью декораций и постановок. Артисты, балет и оркестр состояли исключительно из крепостных. Современник вспоминал: «…эти артисты, создававшиеся барской прихотью тогдашнего времени, будучи артистами и исполнителями в спектаклях, не переставали в то же время исполнять свои хозяйственные должности при доме: официантов, лакеев, поваров, писарей, горничных и проч. Если же театры закрывались, то их отправляли в деревню».

Уровень крепостных актеров был довольно высок, и некоторым из них удалось позднее поступить на сцену императорских театров. Слава ходила и про люблинские зимние обеды. Проходили они в оранжереях с экзотическими растениями, где между деревьев накрывались столы, ломившиеся в разгар зимы от южных фруктов. После обеда для гостей обычно выступали песенники под аккомпанемент кларнета и рожка. Продуманное до мельчайших деталей освещение оранжерей превращало их в волшебное царство. Продолжим описание современником одного из подобных приёмов: «Я не стану описывать роскошный обед, хотя всё было великолепно, как в волшебном замке. По выходе из-за стола мы разделились на группы и разбрелись по парку; вечер снова соединил нас всех в театре, этой неизбежной принадлежности сколько-нибудь замечательного поместья. На сцене и в оркестре появилось около сотни его собственных крепостных людей, и хотя между большой и малой пьесами проплясали балет, и всё сошло как нельзя лучше, хозяин рассыпался в извинениях насчёт бедности всей обстановки, которую он приписывал рабочей поре и жатве, отвлекшей почти весь его народ, кроме той горсти людей, которую успели собрать для представления. Однако самый театр и декорации были очень нарядны и исполнение актёров весьма порядочное. В промежутках разносили подносы с фруктами, пирожками, лимонадом, чаем, ликёрами и мороженым, а ароматические курения сожигались в продолжение всего вечера… ».

После смерти бездетного Дурасова, последовавшей в июне 1818 г., имение переходит к его сестре Аграфене Алексеевне Дурасовой. В 1835 г. Люблино достается её дочери Агриппине Михайловне, которая была замужем за Александром Александровичем Писаревым (1780—1848), попечителем Московского учебного округа, а позже Варшавским военным губернатором. В 1859 г. в Люблине насчитывалось 7 дворов и 23 души мужского пола.

Дальнейшая участь усадьбы могла сложиться печально — в это время территория к юго-востоку от Москвы начинает превращаться в промышленные пригороды первопрестольной. Но судьба миловала Люблино — во второй половине столетия его приобретают московские купцы Конон Никонович Голофтеев (1822—1896) и его родственник и компаньон Пётр Николаевич Рахманин.

К.Н. Голофтеев происходил из боровских мещан и с 1845 г. числился в московских 3-й гильдии купцах. Здесь он женился на купеческой дочери Анне Николаевне Рахманиной. Её богатые родственники помогли ему с шурином П.Н. Рахманиным создать фирму «Голофтеев и Рахманин», которая торговала модным дамским товаром и галантереей в лавке при Чижевском подворье, а затем и в пассаже «Галерея с магазинами князя М.Н. Голицына». С A.M. Писаревой он познакомился через её двоюродную сестру графиню Закревскую, жену московского генерал-губернатора, которая передала Российскому обществу любителей садоводства усадьбу «Студенец». Общество возглавлял К.Н. Голофтеев, ставший к тому времени купцом 1-й гильдии. Он вместе с шурином и приобрёл у неё сельцо Люблино.

Компаньоны приводят в порядок дворец и оранжерею, флигеля и хозяйственные постройки переоборудуют под летние дачи и сдают их дачникам. Среди них были и известные люди. В историю русской литературы Люблино вошло тем, что на одной из таких дач у своих родственников Ивановых в 1866 г. жил Ф.М. Достоевский. Позже он писал: «…нестерпимая жара, а пуще всего знойный ветер заставили меня бежать из Москвы… А в Люблине, окружённом лесами, всегда было тихо и спокойно». Впечатления от здешней жизни на даче, по свидетельству жены писателя, отразились в его романе «Вечный муж». В 1896 г. лето в Люблине проводил известный исследователь русского языка академик Фёдор Иванович Буслаев. Здесь же он и скончался летом следующего года.

Дальнейшее развитие Люблина определило строительство железной дороги Москва — Курск, начавшееся в 1866 г. Напротив деревни была выстроена платформа Люблино, позднее переименованная в Люблино-Дачное, а округа становится модным дачным местом.

Постепенно Голофтеев, ставший единственным владельцем после смерти компаньона, возводит в имении и другие постройки. После окончания Всероссийской Политехнической выставки 1872 г. Голофтеев покупает экспонировавшиеся на ней деревянные церковь и несколько павильонов выставки и перевозит их в Люблино. Небольшая деревянная летняя Петропавловская церковь (архитектор Н.А. Шохин), выполненная в модном тогда «ложнорусском стиле», ставится напротив дворца (она сохранялась до 1927 г., а службу в ней прекратили в 1924 г.). По соседству строятся новые дачи, а от железной дороги к дачным участкам прокладывается аллея, обсаженная деревьями. Люблино становится одним из лучших подмосковных дачных мест. Тогдашние московские газеты писали, что «Люблино резко выделяется из большинства подмосковных дачных местностей отпечатком изящества. Вы не встретите здесь наскоро сколоченных полуразвалившихся хибарок, которыми изобилуют наиболее известные из дачных мест: Перово, Богородское и др.» Но здешние дачи из-за дороговизны были доступны немногим, и в «этой местности сосредоточена денежная аристократия Москвы».

В 1896 г. имение унаследовал сын К.Н. Голофтеева — Николай Кононович, служивший инспектором Северного страхового общества. И хотя при нём Люблино сохраняло свой дачный характер ещё и в первые годы XX в. (в 1910-х годах здесь насчитывалось около 250 дач), позднее оно, как и окрестные селения, из-за близости к Москве начинает заселяться фабричными рабочими, и мир дачников постепенно уходит в прошлое.

Станция Москва-Товарная-Курская не справлялась с сортировкой грузов. Новую грузовую станцию решено было построить на 12-й версте близ Люблино. В 1906 г. началась укладка сортировочных путей, в 1908 г. вступила в строй первая очередь, а 5 ноября 1909 г. и вся станция. Накануне Первой мировой войны сортировочная станция обрабатывала более 500 грузовых вагонов в сутки. На пассажирской станции сооружён новый каменный вокзал удвоенной площади, имевший вестибюль, зал ожидания и небольшой зал для пассажиров 1-го и 2-го классов. У деревни Печатники соорудили крытую пассажирскую платформу, от которой к вокзалу был перекинут через 7 путей стальной пешеходный мост. Для главных путей Московско- Курской железной дороги над проезжей дорогой были перекинуты два железобетонных путепровода между нынешними улицами и , на которых до нашего времени сохранились памятные даты «1907» и «1908».

Между имением Голофтеева и железнодорожной линией, вдоль аллеи, строится посёлок. Земля здесь принадлежала купцу Н.Ф. Китаеву, и новый посёлок стал называться Китаевским. После революции он был переименован в Кухмистерский, в честь Ефима Кухмистерова (1881—1922), местного жителя, участника революции и Гражданской войны, первого председателя профсоюза железнодорожников Московского узла. Первоначально он был предназначен для небогатых дачников. Здесь имелось самоуправление в виде «Общества дачников», два второразрядных ресторана, трактир и две чайные лавки. Позже около сортировочной станции и депо предприимчивый тульский крестьянин Афанасий Лаврентьевич Зоткин построил трактир и пивную лавку, а затем и «Зоткинский» посёлок в два десятка домов, переименованный после революции в «Чистовский» (в честь потомственного железнодорожника и революционера Якова Яковлевича Чистова).

В 1917 г. в Люблино был образован Военно-революционный комитет во главе со слесарем И.С. Тихоновым, а первым председателем поселкового ревкома стал бывший мастер депо И.Т. Прялочкин. Первый поссовет Люблино возглавил машинист Иван Павлович Филиппов. Отрядом рабочей милиции командовал деповский рабочий Павел Помазанов.

Был создан рабочий клуб имени III Интернационала с библиотекой, располагавшийся на северном блокпосту. Позднее он переехал в усадьбу Голофтеевых. В 1920-е годы здесь располагались школа, библиотека (до 10 тыс. томов) с читальней, техническая станция, театральный зал, где регулярно выступали артисты московских театров и демонстрировались кинофильмы, устроен спортивный павильон со спортплощадкой и двумя детскими площадками, где работали опытные массовики. Во дворе установили громкоговоритель, на танцплощадке по выходным играла музыка. В 1933 г. для Дома культуры в центре посёлка выстроили новое здание.

В начале 1920-х годов Люблино ещё сохраняло черты дачной местности. «Толстые стволы вековечных сосен окружают Люблино. Реже попадается берёза… Люблино состоит из 350 дач в большинстве частновладельческих… сдававшихся по цене 200 рублей за сезон». Население не превышало 3 тыс. человек. Но с середины 1920-х годов рядом с дачами вырастают рабочие посёлки различных предприятий столицы, позже появились и ряды деревянных бараков, «совершенно сливаясь с Люблином, образуя с ним одно целое». Леса исчезают, «в большинстве случаев новые домики стоят на совершенно открытом месте, без всякой зелени, что мало привлекает дачников».

В 1925 г. посёлок Люблино, насчитывавший несколько тысяч жителей, был преобразован в город. Сохранилась его характеристика того времени: «Это городок с тесно прижавшимися друг к другу домами, окружёнными верандами и небольшими садиками, вернее палисадниками, с улицами, обсаженными по обе стороны липами. Стоит он в сухой песчаной местности, имея ближайший лес лишь в 2,5 км, около усадьбы Кузьминок». Церковь была закрыта, а в её алтаре устроили «уголок безбожника». Впрочем, в 1928 г. верующие перенесли её в село Рыжево под Егорьевском, где она действует до сих пор.

Находящийся в Юго-Восточном округе район имеет две части своей истории. Первая, до конца XVII в., не до конца исследована и имеет темные пятна, вторая, начиная с XVIII в. вполне изучена и очень интересна. Эта часть истории района Люблино связана с семьей Дурасовых.

Село Юркино, Годуново, Люблино

Первое название местности, деревня Юркино, упоминается в конце XVI в. как собственность дворянина Р. Полянинова. Имя деревне дано, предположительно, по имени или фамилии ее первого владельца. Следующим собственником был подъячий А.Л. Корепонов. Во времена Смуты деревня была разорена, и уже в 1622 г. царь пожаловал Юркину пустошь подъячему Г. Ларионову, который сразу начал восстанавливать деревню со строительства помещичьего двора.

В 1680г. стольник Г.П. Годунов из известного на Руси рода стал очередным хозяином деревни. При нем название деревни переменилось на Годуново. Его дочь, выходя замуж за князя В.Н. Прозоровского, получила в приданое эту деревню, которая перешла впоследствии к их сыну. При нем к названию деревни добавляется второе слово, стала она Годуново-Любли́но. Исторического обоснования второго имени ученые не нашли, скорее всего его дали ради красоты названия. Как ни странно, именно второе имя стало впоследствии основным, но с ударением на последний слог.

В 1790 г. деревня из пяти дворов перешла к княгине А. А. Урусовой, которая в 1800 г. продала Люблино́Н. А. Дурасову. С этого времени история Люблино приобретает новое развитие. Николай Алексеевич был очень богат, к тому же полюбил это место, поэтому вкладывал огромные средства в развитие своей усадьбы. В 1801 г. был выстроен господский дом с колоннадами и кирпичными хозяйственными постройками. Дурасов создал театральную труппу, которая обучалась тут же, в Люблино, и выступала в новом здании театра при усадьбе. При барском доме был разбит пейзажный парк и обустроен пруд, создана оранжерея. В доме устраивались шикарные приемы, на которых присутствовало высшее московское общество.

В войне 1812 г. Люблино не пострадало, так как французам приглянулись барские склады припасов и винные погреба. Французы предпочли остановиться в комфортных условиях Люблино, а не разрушать его.

После смерти Дурасова в 1818 г. имение перешло его родственникам, затем генерал-майору А.А. Писареву. В XIX в. Люблино становится дачным местом, где состоятельные москвичи останавливались на один день или целое лето. После смерти Писарева его жена перепродала село Люблино богачу Н.П. Воейкову, а тот - Голофтееву и Рахманину. Они продолжили развивать привлекательность села как дачного поселка. Так, в 1866 г. здесь останавливался Ф. М. Достоевский, где он работал над «Преступление и наказание».В 1873 г. предприниматели Рахманин и Голофтеев перевезли в Люблино деревянную церковь с выставки в Кремле.

Новая история района Люблино

Строительство Курской ж/д дороги стало причиной появления ж/д станции Люблино-Дачное. Это способствовала расширению дач за пределы усадьбы и появлению дачного поселка Новый. В 1890-хземли рядом с поселком были выкуплены городом, который устроил на Люблинских полях огромные очистные фильтры и станцию аэрации. Очищенная вода использовалась в сельском хозяйстве. Когда необходимость в этих полях отпала, на них стали возводить дома, в том числе и многоэтажные. В 1923 г. началась активная застройка домами и сооружениями в 2-6 этажей.

После революции в господском доме устроили школу, а затем клуб железнодорожников, а с 1925 г. - отделение милиции. В1924 г. в церкви разместился комсомольский клуб, а в 1928 г. ее перенесли в село Рыжево. Барский парк превратили в городской, установили в нем громкоговоритель. Оранжерея сгорела. Усадьба начала постепенно разрушаться.

В 1925 г. село стало городом, при этом поглотив близлежащие деревни, села и дачные поселки. В истории Люблина началась новая эпоха. В 1932 г. построен Литейно-механический завод, вокруг которого началось строительство целого городка. Были выстроены новые жилые дома, Дом культуры, поликлиника, столовая.

В 1960 г. подмосковный город Люблино вошел в состав столицы, сначала в Ждановский район, а с 1969 г. - в Люблинский. В 1991 г. город разделили на две части, а район на пять округов. Один из них стал нынешним районом Люблино, в котором проживают более 170 тысяч человек.

Достопримечательности района:

  • Люблинский пруд, созданный Н.А. Дурасовым на реке Чурилихе (Голеди) одновременно с постройкой своей усадьбы. Площадь пруда почти 17 га, глубина около 2,5 м. Пруд, находящийся посреди Люблинского парка, не пригоден для купания и катания на лодках. Иногда на его берегах можно увидеть любителей рыбалки, т.к. в пруду водится много рыбы;
  • Люблинский парк, заложенный при усадьбе Дурасовых как пейзажный парк. Сегодня располагается на территории Люблино и Текстильщиков. Вход свободный;
  • Усадьба Дурасовых на ул. Летней, построенная в начале XIX в. по проекту архитектора И.В. Еготова. Сохранено несколько зданий усадьбы;
  • Храм патриарха Тихона, построенный в 2001 г.

Усадьба «Кузьминки», возникшая в XVIII веке на бывших землях Симонова и Николо-Угрешского монастырей, в течение двух столетий принадлежала баронам Строгановым и князьям Голицыным.

История кузьминской земли обогащает отечественную историю топонимикой — название местности Кузьминки, гидронимикой — названия рек Чурилиха и Голедянка. На ее территории сохранились захоронения XIII века — остатки жилой постройки с частично сохранившейся печью и фрагментами каменно-глинобитной конструкции. — редчайшая археологическая находка на территории Москвы.

Следует отметить, что и сегодня долина объединенных рек с заросшим прудом, расположенная между Кузьминским и новым Люблинским прудами, представляет собой естественный природный ландшафт с уникальными для Москвы мезотрофными болотными комплексами. Поверхность поймы заболочена, на участках которых с поверхности залегают водонасыщенные болотные торфяные отложения. Русло реки характеризуется наличием многочисленных родников. В настоящее время этот участок площадью пять с половиной гектаров поставлен на охрану как памятник природы.

Стоит отметить, что усадьба создавалась не как замкнутая летняя резиденция, огражденная от окружающего ее мира. Ни до князя М. М. Голицына, ни после него в XIX веке усадьба не имела ясно выраженных границ, постепенно сливаясь с окружающими ее лесами. Таким образом, в кузьминской усадьбе создавался один из первых пейзажных парков Москвы конца XVIII века, который явился примером для подражания в других помещичьих усадьбах. Так, например, по образцу заречной беседки в Кузьминках в 1801 году в Павловске была перенесена статуя героя античности Аполлона на новое место — против княжеского дворца за рекой.

Стоит добавить, что Кузьминки в свою очередь перенимали лучшее при создании пейзажного парка. По примеру Павловского парка в конце XVIII века в Кузьминках в сосновой роще была прорублена двенадцати лучевая просека регулярного (французского) парка, в центре которой была устроена круглая площадка, в центре ее была помещена статуя Аполлона (копии для Павловска и Кузьминок выполнены скульптором Ф. И. Гордеевым). По кругу площадки у каждой из аллей были расположены гипсовые статуи Муз. И сегодня 12-лучевая просека французского парка является большой достопримечательностью Кузьминок. Стоит отметить еще одну особенность Кузьминок: продолжение преемственности павловского принципа украшательства парка. Пример тому — чугунные «Триумфальные ворота», которые во всех своих частях, за исключением верха — герба, совпадают с «Николаевскими воротами» в Павловске под Санкт-Петербургом, построенными в 1826 году К. И. Росси. Проект этот был выполнен на Пашийских чугунолитейных заводах князя С. М. Голицына I и через три года повторен вторично для украшения Кузьминок. Это еще раз убеждает, насколько близки по паркостроению обе усадьбы. Москвичи впоследствии даже стали называть село Влахернское «Московским Павловском».

Сама по себе усадьба «Кузьминки» являет собой высокий уровень искусства. Творчество архитекторов, литейщиков, художников, скульпторов, специалистов паркового строительства представляет огромную ценность в отечественной культуре. В Кузьминках создавали свои творения такие маститые архитекторы, скульпторы и художники, XVIII-XIX веков: как Доменико (в России его называли Дементий Иванович) Жилярди, А. Г. Григорьев, А. Н. Воронихин, М. Д. Быковский, К. И. Росси, П. К. Клодт фон Юргенсбург, Артари, С. П. Кампиони, И. П. Витали, Ф. П. Крентан, оставившие после себя яркие примеры творчества.

Если говорить о творчестве архитектора Доменико Жилярди в Кузьминках, стоит отметить следующее. Он много строил в Москве и ее окрестностях, но везде это были отдельные постройки. И только в Кузьминках архитектор смог отставить о себе память, как автор единого архитектурно — паркового ансамбля, так как здесь по проекту зодчего восстанавливалась полностью вся усадьба: от парковых дорожек и скамеек до фундаментальных сооружений. Это сыграло положительную роль в том, что усадьба «Кузьминки» в итоге была проникнута единством замысла, стиля и выполнения, что ее отличало от многих российских усадеб. Умелая рука зодчего превратила конный двор в одно из лучших достижений стиля «ампир» в России. Изюминкой двора явился знаменитый Музыкальный павильон, вошедший в каталог мировых шедевров.

С подмосковной усадьбой «Кузьминки» связана вся творческая биография архитектора М. Д. Быковского, занимаясь переделками, ремонтами, отделкой интерьеров домов, а также создав самостоятельные работы — дом и каменный мост на плотине, памятники императору Петр Великому, Николаю I, вдовствующей императрице Марии Федоровне, надгробие князю С. М. Голицыну I в приделе святого Сергия Радонежского церкви Влахернской иконы Божией Матери.

Кроме того, стоит отметить, что такого обилия чугунно-литейных изделий, как в Кузьминках, нельзя было встретить ни в одной подмосковной усадьбе. Чугунные изделия в количестве 250 единиц представляли собой подлинные произведения искусства. Так, например, литые из чугуна канделябры-торшеры с богато орнаментированными растительными стволами, которые «вырастают» из основания, состоящего из четырех крылатых грифонов. Звери-птицы сидят по диагоналям постамента, опираясь на выставленные вперед львиные лапы. Выразительные крылатые грифоны и сто семьдесят лет назад, и сегодня являются визитной карточкой усадьбы. В любой литературе в качестве иллюстрации по Кузьминкам представлены знаменитые скульптурные композиции. Это дает основание выдвинуть точку зрения, что усадьбу «Кузьминки» можно рассматривать как своеобразный музей малой архитектурной формы под открытым небом.

Большой художественный вкус подарил отечеству прекрасные памятники архитектуры. Так, оригинальный вид Египетского павильона и тогда, и сейчас производит внушительное впечатление. Скошенные стены и окна здания напоминают собой усеченную пирамиду. В центре здания имеется неглубокий портик-лоджия с двумя колоннами, перехваченными рельефными жгутами с папирусообразными капителями. На стенах лоджии имеются скульптурные детали на египетские ритуальные темы. Это единственное в своем роде здание в архитектурной Москве.

Многие события, происшедшие в усадьбе «Кузьминки», дополняют отечественную историю. Так, например, священнослужитель местного прихода и бытописатель Н. А. Порецкий описывает ураган, пронесшийся 16 июня 1904 года над юго-востоком Подмосковья, который уничтожил до 100000 деревьев в Кузьминском парке. Помимо местного описания он дает яркую характеристику злосчастного лета.

Н. А. Порецкий так же упоминает об эпидемиях холеры 1830 и 1871 годов, ставших трагедией для всей России.

Более того, он, видимо, по рассказам старожилов, описал знойное лето 1871 года — причину распространения холерной заразы: «Лето было как никогда жаркое. Дождей почти не было. Все сожгло». В Кузьминках от холеры умер только один обитатель. Сами жители, якобы, спасли себя, совершив крестный ход вокруг села с Влахернской иконой Божией Матери.

История Влахернского прихода — неотъемлемая часть истории русского православия. «Влахернское было единственным подмосковным местом, куда в таком множестве стекались москвичи на гулянье 2 июля…к единственному московскому барину-вельможе». «В храмовый праздник 2 июля здесь бывали большие гуляния, по обширности места и многолюдству лишь немного уступающие гуляньям 1 мая в Сокольниках и Семику в Марьиной роще», — отмечали современники.

Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках по изяществу интерьера и богатству ризницы не уступал многим московским церквам. Внутренние стены храма были облицованы дорогим испанским карарским мрамором. На колокольне были установлены куранты.

Относительно церкви в Кузьминках и повышенного внимания к ней со стороны современных ценителей древнерусской живописи стоит отметить семейную реликвию Строгановых, а впоследствии князей Голицыных — Влахернскую икону Божией Матери, находившуюся в местном храме с 1725 по 1929 годы.

Бесспорная ценность икон состоит в технике их исполнения — «энкаустика» (exaustix — выжигаю) — античная живописная техника. Восковую краску растопляли, и по причине быстрого охлаждения воска, от изготовителя требовалось большое мастерство при наложении на разогретую доску состава, создавая рельефное изображение Богоматери и младенца, имитируя при этом резьбу. В 1654 году икона и три ее списка были подарены константинопольским патриархом русскому царю Алексею Михайловичу. Одну из них царь подарил купцам Строгановым.

Особое место стоит уделить кузьминской лечебнице, учрежденной князем С. М. Голицыным в 1816 году, что являлось не частым явлением в помещичьих усадьбах. Лечебница была единственной на округу, насчитывавшей около восьмидесяти населенных пунктов. Это обстоятельство сыграло немаловажную роль в популярности Кузьминок. До 1869 года лечебница полностью содержалась на средства князей Голицыных, все консультации врачей и отпуск лекарств были бесплатными. В вышеназванном году лечебница была передана Московскому уездному земству и переведена в здание бывшего скотного двора этой же усадьбы.

В истории русской культуры стоит отметить, что именно в больнице в Кузьминках в 1882 году лежал на излечении художник В. Г. Перов. Здесь же, в Кузьминках, он скончался. В день его смерти в Кузьминки пришли многие представители культурного общества, чтобы проводить в последний путь художника.

В этой же больнице лежал на излечении, будучи мальчиком, поэт Ф. С. Шкулев.

Много замечательных и славных имен связано с Кузьминками. Посещения истори ческих лиц вошли в летопись кузьминской земли.

Известно, что в 1722 году здесь бывал царь Петр I. Современник петровской эпохи В. А. Нащокин в своих записках оставил сведения о его пребывании: «В декабре, в последних числах, Его Величество, не въезжая в Москву, изволил пребывать в Подмосковной Строгановой, что слывет Мельница, наступили в Москву из онаго Персидского походу триумфом».

До середины XIX века еще сохранялся деревянный домик, в котором останавливался Петр Великий. В 1848 году на его месте был сооружен чугунный обелиск (арх. М. Д. Быковский).

Усадьбу «Кузьминки» посещали генералиссимус В. А. Суворов с женой Варварой Ивановной (урожд. Прозоровской) после венчания; вдовствующая императрица Мария Федоровна (супруга императора Павла I), посещение которой было отмечено чугунным памятником, открытым в 1828 году; император Николай I, в память о котором в 1856 году был установлен чугунный монумент.

В 1837 году после возвращения из сибирского путешествия цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II) в сопровождении воспитателя-поэта В.А. Жуковского посетил Кузьминки. Следующее посещение Александра Николаевича уже императором Александром II состоялось в 1858 году, когда проездом в Николо-Угрешский монастырь он с супругой Марией Александровной заехал в Кузьминки навестить больного князя С.М. Голицына.

Кузьминки посетили: саксонский дипломат при петербургском и лондонском дворах Фицтум фон Экштедт, отметивший, что усадьба «образцовая ферма в величественнейшем стиле, воздвигнутая среди голой степи», и делегация американских моряков во главе с адмиралом Фоксом, где им был оказан пышный прием.

Помимо высокопоставленных лиц Кузьминки посещали писатели, художники, политические деятели. Именно в Кузьминках на даче Елизаровых В.И. Ульянов (Ленин) закончил брошюру «Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов?». Священнослужитель Иоанн Кронштадский порадовал обитателей села Влахернское своим посещением.

Кузьминки вдохновляли художников, поэтов, писателей. В своих произведениях, отмечая местную красоту, писатели живописным языком отражали то величие и благородство архитектуры и природы, которая подняла Кузьминки на вершину славы. Кузьминки — село Влахернское имели заслуженную славу художественной сокровищницы русской культуры и были хорошо известны не только у нас в России, но и за границей по изданным в 1841 году в Париже гравюрам Ж. Н. Рауха «Виды села Влахернского (Мельницы), принадлежащего кн. С. М. Голицыну». «Такого большого и богатого иллюстративного материала не имеет больше ни одна дворянская подмосковная усадьба», — констатирует М. Ю. Коробко.

Село Влахернское «едва ли уступит какой — нибудь великолепной итальянской вилле с мраморным палаццо, бархатными лугами и зеркальным озером», отмечали современники князя С. М. Голицына. «Здесь что ни шаг, то искусство», — писал бытописатель Кузьминок Н. А. Порецкий.

Живописные места усадьбы «Кузьминки» вдохновили художника В. А. Серова, написавшего картину «Линейка на пути из Москвы в Кузьминки» (Русский музей в Санкт-Петербурге), высоко оцененную И. Э. Грабарем, который в свою очередь оставил потомкам живописное полотно с видом ванного домика усадьбы «Кузьминки».

В 1918 году усадьба была передана Государственному (позже Всесоюзному, Всероссийскому) институту экспериментальной ветеринарии, который использовал ее здания и землю в своих целях, исключив историко-архитектурную ценность усадьбы. Поселковый совет, созданный на базе бывшей усадьбы «Кузьминки» так же решал проблемы в обход интересам ее сохранения.

Несмотря на попытку Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины защитить усадьбу от уничтожения, усадьба была оставлена за институтом с размещением в зданиях лабораторий и квартир для сотрудников. Часть голицынского леса определили в леса местного значения для соседних селений.

Борьба атеистов с Церковью обернулась для Влахернского прихода его упразднением в 1929 году, арестом и ссылкой настоятеля Н. А. Порецкого. Здание храма перестроили, проведя внутреннюю перепланировку, уничтожив могилу князя С. М. Голицына и устроив там общежитие для аспирантов. Колокольню взорвали, ризницу приспособили под лабораторию.

В 1929 году Рудметаллторгу было передано большинство чугунных изделий усадьбы. До сегодняшнего дня чудом сохранились кони и грифоны со львами. В 1936 году началась реконструкция Кузьминского парка с постройкой кафе, эстрады и павильонов настольных игр.

В годы Великой Отечественной войны в Кузьминках располагался зенитно-артиллерийский полк, стояли танковые части, шло формирование полков, были нарыты землянки и укрепления. Военные люди и оборудование нанесли значительный ущерб парку.

После войны стало меняться отношение к усадьбе. Историки рассматривали ее с позиции мест, связанных с деятельностью В. И. Ленина, искусствоведы обращались к Кузьминкам в конспекте изучения творчества архитекторов.

В 1955 году через лесной массив усадьбы «Кузьминки» прошла кольцевая автодорога, разделившая территорию лесопарка и резко сократившая историческую зону усадьбы. В 1960 году поселок Кузьминки был включен в состав Ждановского района г. Москвы, а усадьбе «Кузьминки» был определен охранный номер 393, как архитектурно-паркового ансамбля, подлежащего восстановлению.

В 1964 году была проведена реставрация дачи Елизаровых с размещением там Музея Ленина. На самой территории усадьбы создали парк культуры и отдыха, следствием чего стало привлечение большого количества москвичей, которые наносили значительный вред местному ландшафту. Воспользовавшись отсутствием границ охранной зоны архитектурно-паркового ансамбля, в 1966 году начали застраивать территорию парка жилыми домами.

Переломным годом в судьбе усадьбы «Кузьминки» считается 1974 год, в котором был подтвержден статус усадьбы как памятника государственного значения. Однако в 1979 году вышло решение «Об организации парка культуры и отдыха на территории лесопарковой зоны „Кузьминки“ Волгоградского района». Данное решение снижало статус Кузьминок, как усадебного комплекса, и низводила его до статуса районного значения.

В 1978 году сгорел шедевр зодчества XIX века — Музыкальный павильон. Бывшее здание больницы протерпело шесть пожаров, в результате которых пострадали уникальные росписи потолков. Памятник передали Госкомспорту СССР, который не принял никаких охранных мер.

Наконец, в 1980 году комплекс усадьбы «Кузьминки» был внесен в «Перечень памятников истории и культуры РСФСР», подлежащих первоочередной реставрации и музеефикации с обязательным выводом ВИЭВ с территории усадьбы. Но Программа реставрационных работ по Кузьминкам на 11-ю и 12-ю пятилетки осталась невыполненной.

С 1980-х годов стала проводиться просветительская работа среди москвичей. В 1983 г. в программе лектория ПКиО «Кузьминки» появилась новая тема «История усадьбы Кузьминки», с 1984 года начал работу Народный университет культуры «История усадебной культуры Подмосковья XVIII-XIX вв.». Предлагалась программа создания единого музея-памятника «Кузьминки» в качестве средства спасения комплекса.

Однако политические события изменили процесс музеефикации усадьбы и свели реставрационные работы к нулю. В последнее десятилетие XX века решения городских властей стали подавать надежды на возвращение усадьбе первоначального вида и вернуть ей статус одной из лучших российских усадеб.

В 1990 году храм, ризница и дом причта были переданы Русской Православной Церкви, начались реставрационные работы. В том же году правительство Москвы постановило создать на территории парка «Кузьминки» Государственный историко-культурный комплекс.

К XX веку на территории Кузьминок сохранилось более 20 памятников архитектуры. Среди них сохранились в руинированном состоянии кузница и теплица. В аварийном состоянии Оранжерея, дворцовые флигели, Скотный и Конный дворы. Требующие безотлагательных восстановительных и реставрационных работ — Музыкальный и Египетский павильоны. Полностью утрачена парковая скульптура. Исчезла две трети металлических изделий, украшавших Кузьминский парк. Английский парк был запущен, французский парк относительно благоустроен.

Территорию усадьбы «Кузьминки» и сохранившиеся постройки занимали различные учреждения: ВИЭВ, администрация Леспаркхоза «Кузьминки», частная школа, Музей К. Г. Паустовского, ЭСНРПМ.

В настоящее время отреставрированы гроты, здание на Слободке, Ризница Конный двор, воссоздан Музыкальный павильон, Горбатый мостик, Церковь, на стадии реставрации находятся Кузница, Ванный домик.

… История и культура усадьбы «Кузьминки» служит нам и сегодня.

Кузьминки заслуживают бережного отношения и серьезного изучения.

Более подробную информацию можно получить в книгах автора Нины Дмитриевны Кузьминой «Кузьминки. Село Влахернское. Мельница», «Православный приход храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках», «Москвы дорогой уголок»).

История района Люблино начинается со второй половине ⅩⅦ века, когда стольник Григорий Петрович Годунов основал усадьбу Годуново на левом берегу реки Чурилихи.

Имение уже называлось Люблино, когда его унаследовал сын предыдущего владельца - князь Владимир Петрович Прозоровский. Согласно материалам генерального межевания (мероприятие по установлению точных границ отдельных владений, проводившиеся в России с 1766 года до конца ⅩⅨ века), состоявшегося в подмосковном имении Прозоровского около 1770 года, барской усадьбы в то время здесь не было, а статус сельца Люблино сохраняло только по традиции.

В девяностых годах ⅩⅧ века Люблино ушло из рода Прозоровских. Его приобрела княгиня Анна Андреевна Урусова, урожденная Волкова. Известно, что при ней в Люблине опять существовала усадьба.

Село Люблино

Село Люблино известно с середины XVIII века. В конце XVIII века Люблино было приобретено отставным бригадиром Николаем Алексеевичем Дурасовым. Новый хозяин Люблина был несметно богат. Огромные средства, которыми он располагал, позволили ему в кратчайшие сроки обустроить усадьбу по собственному вкусу.

Посёлок Люблино

В 1867 году около села прошла Курская железная дорога, на которой возникла станция Люблино-Дачное и железнодорожные мастерские. В 1870-е годы на части территории усадьбы постепенно возникают дачи. В 1873 году по проекту русского архитектора и реставратора Николая Александровича Шохина построили деревянную церковь Петра и Павла в псевдорусском стиле. В 1908 году при станции Люблино-Дачное возникает паровозное депо. В десятых годах ⅩⅩ века в Люблине было около 250 дач.

Город Люблино

В 1925 году Люблино получило статус города. В 1927 году верующие перевезли деревянную церковь Петра и Павла в село Рыжово Московской области, тем самым спасли её от разрушения. В 1932 году в южной части города из железнодорожных мастерских возник Литейно-механический завод имени Л. М. Кагановича. В 1933 году на Московской улице в стиле конструктивизм построено здание для дома культуры имени III Интернационала, который ранее располагался во дворце усадьбы. В этом же году из Люблино до Москвы по Остаповскому шоссе стал ходить рейсовый автобус. В 1937 году на месте усадебного парка образован городской «парк культуры имени ленинского комсомола». В результате развития в черту города были включены окрестные посёлки Кухмистеровский, Перерва, Поля Орошения и деревня Печатниково. В 1946 году из состава города выделен рабочий посёлок при комбинате очистки сточных вод, получивший название Люблинский. С конца сороковых годов ⅩⅩ века в южной части города ведётся жилищное строительство. В 1947-1950 годах по проекту архитектора Д. М. Соболева в городе создан архитектурный ансамбль малоэтажной застройки, получивший 1-ю премию на конкурсе по РСФСР за 1950 год. В результате застройки возникли новые улицы и два проспекта: Ленинский (ныне Краснодонская улица) и 40-летия Октября. В 1953 году на проезде Кирова построен клуб «Звезда» УЖКХ Главмоспромстроя.

Люблино. Совхозная улица, дом № 31А. 1959 год

Люблинский район

В августе 1960 года Люблино вошло в состав Москвы, сначала в Ждановский район, а в 1969 году выделено в Люблинский район. К середине 1970-х годов практически вся дачная застройка бывшего города была ликвидирована. C 1991 года территория бывшего города Люблино поделена между районами Люблино и Печатники. А Люблинский район поделен на муниципальные округа: Люблино, Капотня, Текстильщики, Печатники, Марьино, Марьинский парк.
Муниципальный район Люблино

В июле 1991 года, в связи с реорганизацией административного деления города Распоряжением Мэра № 41 от 5 июля 1991 года, Люблино получает статус муниципального района.

Сегодня Люблино является одним из главных районов столицы, с площадью более 1700 га, и населением около 150 тысяч человек.

Похожие публикации